На восток — с комфортом

Как на ВЭФ обсуждают перспективы развития Дальнего Востока

В этом году ключевой темой Восточного экономического форума (ВЭФ), который проходит во Владивостоке с 3 по 6 сентября, станет обсуждение перспектив развития макрорегиона — возможности для роста участникам предложено искать в рамках сессий по семи трекам: от международного сотрудничества (в первую очередь с азиатскими странами) до мастер-планов городов и новых логистических маршрутов.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Основная тема ВЭФ-2024 обозначена как «Объединим усилия, создавая возможности». Всего в деловой программе форума семь треков: «Новые контуры международного сотрудничества», «Технологии независимости», «Финансовая система ценностей», «Россия дальневосточная», «Люди, образование и патриотизм», «Транспорт и логистика: новые маршруты» и «Мастер-планы: от архитектуры к экономике».

Программа также поделена по дням: первый — стартовый — посвящен культурным и научным связям. Основная часть деловых мероприятий состоится 4 и 5 сентября, 6 сентября участникам предложено обсудить «умную экономику» Дальнего Востока, будущее Курил, развитие коммерческого арбитража в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, а также экономические эффекты подводного плавания.

Значительная часть повестки посвящена развитию отраслей, важных для региона, а также оценке мер поддержки. В рамках этих сессий заявлено обсуждение инвестклимата на Дальнем Востоке, перспектив «дальневосточной ипотеки», развития энергетики и туризма. Заметим, энергодефицит остается одной из ключевых региональных проблем: к 2029 году потребление электроэнергии в регионе может вырасти еще почти на 40%. Это потребует создания дополнительных мощностей в объеме 3 ГВт. С 2025 года планируется переход региона от жестких энерготарифов к конкурентному ценообразованию в отрасли — подробнее об этом процессе вы можете прочитать на страницах "Ъ-Восточный экономический форум".

Спрос на энергию растет по мере запуска крупных проектов, анонсированных после появления в регионе особых мер поддержки — они сосредоточены на территориях опережающего развития. Из заявленного объема инвестиций (9,6 трлн руб.) в Дальневосточный федеральный округ (ДФО) вложена уже почти половина (4,3 трлн руб.). На крупные проекты в прошлом году пришлась четверть капвложений (547 млрд руб.), а до 2030 года приток инвестиций должен вырасти до 10,5 трлн руб., число новых рабочих мест — до 230 тыс. (с нынешних 149 тыс.), оценивали в Минвостокразвития.

Растет и число дискуссий, посвященных повышению качества жизни в регионе, одними из ключевых проблем для которого остаются отток населения и дефицит кадров. Без миграционного прироста к 2030 году численность населения в макрорегионе может снизиться с 7,866 млн до 7,65 млн человек (на 216 тыс.), оценивали ранее в Восточном центре государственного планирования (ФАНУ «Востокгосплан»). Для сохранения показателя хотя бы на прежнем уровне потребуется увеличение миграции, тогда как снижение смертности и рост числа рождений могут сократить отток только на 84 тыс. человек. Пока рост численности отмечается лишь в трех регионах — это Чукотка, Камчатка и Якутия. Регионам, в которых отмечается прирост населения, обещан механизм дополнительной бюджетной поддержки, позволяющий корректировать показатели бюджетной обеспеченности вслед за увеличением населения. Такие предложения в министерстве планировали представить на ВЭФ.

В этом же ключе обсуждается и создание инфраструктуры, в том числе в рамках мастер-планов городов. О том, какие объекты уже строятся, какой объем финансирования потребуется, чем отличаются мастер-планы различных городов, можно прочитать в интервью министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова (см. интервью на стр. 15). Напомним, до 1 октября ожидается утверждение мастер-планов развития 22 городов на период до 2030 года (их реализация потребует вложений в размере 4,4 трлн руб.), еще 16 мастер-планов будет разработано для опорных пунктов Арктики. При этом объемы стройки уже растут: темпы роста строительства жилья в два раза выше средних по РФ (19% против 8%), а ввода жилья — в три раза выше (26% против 8%), считали в Минвостокразвития. Увеличение объемов строительства (в прошлом году было введено 4,5 млн кв. м жилья) впервые привело к снижению цен на дома и квартиры по сравнению со средними по РФ. Сейчас средняя стоимость метра жилья в ДФО ниже общероссийской на 12%, а в 2019 году она была на 15% выше.

Еще одно направление в повестке форума — цифровая трансформация. В частности, на ВЭФ будет представлен нацпроект «Экономика данных». Напомним, в июле 2023 года Владимир Путин объявил о запуске нового нацпроекта, который сменит «Цифровую экономику», запущенную в 2019-м. Новый шестилетний нацпроект нацелен на то, чтобы перевести всю экономику, социальную сферу, органы власти на новые принципы работы, внедрить управление на основе данных, выйти на новый уровень в логистике, телемедицине, онлайн-образовании, предоставлении госуслуг.

Отдельный трек в программе форума посвящен развитию транспорта и логистики: участники обсудят перспективы Северного морского пути и контейнерной логистики, оценят результаты пересмотра регулирования северного завоза, а также льготного авиасообщения. На площадке ВЭФ состоится и заседание Совета участников судоходства по Северному морскому пути (СМП), а также будет презентована национальная цифровая транспортно-логистическая платформа. В этом году объем перевозок может составить до 40 млн тонн, оценивали в «Росатоме». В прошлом году объем перевозок составил 36,25 млн тонн.

Напомним, в 2018 году был принят федеральный закон, наделяющий «Росатом» функциями в сфере развития инфраструктуры СМП (госкорпорации отведена роль инфраструктурного оператора). В 2022 году госкорпорацией было учреждено ФГБУ «Главное управление Северного морского пути» («Главсевморпуть»), которое и должно заниматься управлением судоходством на СМП. Кроме механизма выдачи разрешений на плавание в акватории СМП, эта структура имеет право на приостановку ранее выданных разрешений, их возобновление, внесение изменений и прекращение действия. Всего на маршруте находится около 50 портов. Его протяженность — 5,6 тыс. км.

Наконец, международный трек, как и на ПМЭФ, будет посвящен отношениям с «дружественными» странами — в первую очередь входящими в ШОС и БРИКС. На форуме состоятся и традиционные бизнес-диалоги: с Китаем, странами АСЕАН и Индией. Китайскому бизнесу предложено обсудить возможности инвестсотрудничества и локализации, на площадке форума также пройдет заседание Совета по межрегиональному сотрудничеству Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития. Со странами АСЕАН, напротив, будут обсуждаться перспективы выхода российских экспортеров на эти рынки, в том числе через новые партнерства, а также перспективы трансфера технологий. Российский бизнес очень интересуют возможности доступа к альтернативным поставкам, особенно на фоне усиления санкционных ограничений. Участникам предложено обсудить и изменение финансовой системы и мировой торговли — речь идет не только о проблемах с расчетами, но и о внедрении климатического регулирования, в том числе национального рынка углеродных единиц и климатических проектов.

Ксения Ильина

Вся лента