Судьба перевозчика

До 2022 года группа «Волга-Днепр», включающая одноименную авиакомпанию, а также «Атран» и AirBridgeCargo, была крупнейшим игроком на рынке грузовых авиаперевозок. По статистике Росавиации, в 2021 году AirBridgeCargo перевезла более трети из почти 1,5 млн тонн грузов, доставленных авиакомпаниями РФ.

В 2022–2024 годах «Волга-Днепр» и другие компании группы оказались под санкциями Канады, ЕС, Великобритании и США. Санкции были введены и в отношении основателя «Волги-Днепра» Алексея Исайкина, его бизнес-партнера Сергея Шкляника и текущих владельцев. В 2023 году «Волга-Днепр» перешла топ-менеджменту перевозчика — Игорю Аксенову, Валерию Габриелю, Сергею Дьячкову и Вильдану Зиннурову.

По итогам 2023 года в аренде у «Волги-Днепра» числилось семь Ан-124–100 и два Ан-124–100–150. Четыре из этих судов недоступны для эксплуатации из-за санкций. Также перевозчик эксплуатирует пять Ил-76. В парке AirBridgeCargo было 17 Boeing 747 и один Boeing 777F. Эта компания приостановила полеты весной 2022 года. «Атран» эксплуатирует один Ан-12.

Минфин США выдал лицензию на завершение операций с компаниями группы «Волга-Днепр» до 9 октября 2024 года. Теоретически это дает право перевозчику урегулировать отношения с иностранными владельцами самолетов, как было в ситуации с пассажирскими авиакомпаниями. Но источники “Ъ” в отрасли сомневаются, что «Волга-Днепр» сможет договориться о «выкупе» оставшихся самолетов, отмечая отсутствие заметных подвижек по этому вопросу с начала 2022 года (см. “Ъ” от 11 марта).

«В случае с пассажирским парком (других авиакомпаний.— “Ъ”) мы видели, что при умении согласовать стоимость сделок лизингодатели находят способ оформить переводы средств в рамках санкций»,— отмечает собеседник “Ъ” в отрасли. Он добавляет, что этот вопрос в большей степени зависит от компетентности переговорных команд, финансовых соглашений и «политической конъюнктуры текущего момента».

Партнер Birch Legal Александр Боломатов отмечает, что санкции в отношении компании и ее владельца осложняют привлечение юристов, экспертов, оплату арбитражного сбора, то есть сторона находится в «значительно более невыгодных условиях в рамках процедуры».

Пока при урегулировании споров компаний группы с иностранными контрагентами известно лишь о достижении мирового соглашения AirBridgeCargo с китайским лизингодателем BOC Aviation. Перевозчик вернул лизингодателю два самолета Boeing 747, один из которых был задержан в Гонконге весной 2022 года.

Сейчас «Волга-Днепр» выполняет перевозки между РФ и странами Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, а также Китаем. Выручка «Волги-Днепра» в 2023 году сократилась на 21%, до 13,8 млрд руб., чистый убыток был 881 млн руб. против 1,1 млрд руб. прибыли за 2022 год.

Айгуль Абдуллина, Анна Занина

Вся лента