Код для защиты инвестора
Минобрнауки предлагает патентовать программы для ЭВМ как изобретение
Власти продолжают поиск способов сделать интеллектуальную собственность ликвидным активом в российской экономике — одним из обсуждаемых вариантов стало предложение Минобрнауки патентовать программы для ЭВМ как изобретения. По словам замглавы ведомства Дарьи Кирьяновой, софт-патенты смогут использоваться в качестве залогов при получении кредитов или иных преференций. При нынешнем регулировании зачастую невозможно установить принадлежность прав на программное обеспечение (ПО) нескольких авторов или схожих программ. Эксперты, впрочем, опасаются, что только единичные программы могут быть запатентованы как изобретения.
На пленарном заседании форума «Технопром» в Новосибирске замглавы ведомства Дарья Кирьянова рассказала, что Минобрнауки, опираясь на международный опыт, работает над предложением патентовать программы для ЭВМ как изобретения. «Это откроет ниши для рыночной экономики, в которой софт-патент будет котироваться как основное, или залоговое, средство для получения, например, кредита или каких-то преференций, или субсидий от государства, и начнется оборот этих софт-патентов, которые будут развивать и IT-сферу тоже»,— сказала она. Сейчас банки крайне неохотно выдают деньги под залог интеллектуальной собственности из-за сложностей с оценкой таких объектов. В 2023 году пилот по обкатке такого кредитования запустили Минэкономики, правительство Москвы, Роспатент и ЦБ — риски банков при этом взяли на себя столичные власти (см. “Ъ” от 9 февраля 2023 года), однако результаты его были скромными. В Минобрнауки же интерес к IT объясняют коммерческим потенциалом этой сферы.
Из презентации замминистра следует, что инициатива ведомства позволит в том числе защитить уникальные идеи и технологии от копирования, даст возможность локализации. Компании смогут «отбить» инвестиции в разработку и минимизировать риски, а IT-технологии станут самостоятельным отчуждаемым продуктом.
По словам Дарьи Кирьяновой, «мы до сих пор находимся в стадии, когда код или программа для ЭВМ патентуются не как изобретение, а как литературное произведение».
В Минобрнауки “Ъ” пояснили, что предложение ведомства обусловлено неопределенностями в законодательстве: зачастую невозможно установить принадлежность прав на ПО при параллельном творчестве нескольких авторов или написании схожих программ. «Современные программы (например, в области искусственного интеллекта) уже сейчас отвечают всем требованиям патентоспособности, но на данный момент получают охрану только в рамках авторского права. Для защиты интересов и средств инвесторов предлагается охранять ПО в качестве изобретения и патентовать его»,— отметили в ведомстве.
Инициатива проходит этап согласования и выработки подходов к изменениям с заинтересованными органами исполнительной власти и профессиональным сообществом. Между тем в Минэкономики “Ъ” заявили, что существующее нормативное регулирование уже позволяет заявителям из РФ успешно решать вопросы по патентованию изобретений и полезных моделей в IT. В марте 2024 года ведомство издало приказ, устраняющий пробел в регулировании их регистрации. Документ, в частности, уточняет порядок проверки соответствия таких изобретений и полезных моделей условиям патентоспособности и устанавливает перечень характеризующих их признаков. «Предложения Минобрнауки требуют тщательного анализа, в том числе с привлечением специалистов Роспатента и экспертного сообщества»,— указали в ведомстве, добавив, что готовы участвовать.
По мнению опрошенных “Ъ” экспертов, проблема заключается в том, что как изобретения смогут патентоваться лишь немногие программы.
«Согласно статье 1350 ГК РФ, программы для ЭВМ не являются изобретениями и поэтому не могут патентоваться в качестве таковых. При этом законодательно предусмотрена возможность патентования производных от ПО, в частности, можно патентовать способ функционирования на основе определенных устройств (оперативная память, процессор, микроконтроллер и пр.)»,— поясняет руководитель направления «Разрешение споров» юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослав Шицле. По его словам, по смыслу действующего законодательства правовая защита предоставляется изобретению, которое обладает новизной, изобретательским уровнем и промышленной применимостью. «Только единичные программы можно будет патентовать»,— говорит он. Того же мнения придерживается и патентный поверенный, управляющий партнер компании «Зуйков и партнеры» Сергей Зуйков. «Крайне мало программ для ЭВМ, которые таким критериям соответствуют»,— говорит он.
Эксперты об инициативе Минобрнауки
Специалисты по патентному праву призывают власти поискать иные способы решения проблем прав собственности на интеллектуальную продукцию. Так, по мнению Ярослава Шицле, для повышения инвестиционной привлекательности, законодатель может придумать некий иной, собственный институт обеспечения защиты прав правообладателя ПО. «Для меня данная инициатива выглядит крайне странной»,— отмечает и Сергей Зуйков. Для соответствия критериям патентоспособности изобретения программа должна иметь принципиально новый технический результат, который достигается неизвестными (и неочевидными) для специалиста на сегодняшний день техническими средствами. По мнению эксперта, единственный вариант «облегчить» жизнь программистам для более широкого патентования программ для ЭВМ в качестве изобретений — изменить критерии патентоспособности либо всех изобретений, либо сделать отдельные критерии для изобретений, состоящих из программы для ЭВМ. Вместе с тем Сергей Зуйков считает, что если банк не верит в наличие ценности у нематериального актива, то как актив ни назови, это не изменит ситуацию.
В целом преимущество патентования программы как изобретения по сравнению с добровольной регистрацией программы в реестре Роспатента заключается в том, что в ходе экспертизы заявки на изобретение ведомство проверяет ее на соответствие критериям новизны, изобретательского уровня и промышленной применимости, говорит юрист практики интеллектуальной собственности и IT адвокатского бюро Nordic Star Ольга Нечаева. Патент создает презумпцию того, что изобретение является новым и оригинальным, у него отсутствуют близкие аналоги,— что предоставляет более сильную защиту в случае споров, поясняет она.
Признание программ для ЭВМ изобретением могло бы усилить их правовую защиту, если на них распространят правила оценки изобретений, полагает эксперт «Контур.Фокус» по экономической безопасности, патентный поверенный Антон Яковлев. «Однако такой подход, скорее всего, замедлит развитие рынка софта, а не простимулирует его»,— считает он. Так, к примеру, из-за усложнения процедуры регистрации ПО для ЭВМ увеличатся расходы на него, что закроет рынок ПО для небольших студий или индивидуальных разработчиков, а пренебрежение правовой защитой, наоборот, откроет поле для плагиаторов с крепкой финансовой базой, полагает поверенный. Кроме того, может снизиться количество заявок и вырастет стоимость пользовательских лицензий, что сузит сейчас активно растущий рынок ПО.