Грузовики паркуются в реестре

Как запуск базы «ГосЛог» отразится на мелких логистических компаниях

Грузоперевозки могут подорожать на 20-30% — так участники рынка, опрошенные “Ъ FM”, оценивают последствия введения единого реестра перевозчиков. Цифровая база «ГосЛог» должна заработать уже весной 2025 года и обелить рынок. Но вопросов к законопроекту, к которому вернутся в осеннюю сессию, слишком много, отмечают в ассоциации «Грузавтотранс». До сих пор нет ясности, что будет с мелкими транспортными компаниями и самозанятыми, которые занимаются коммерческими перевозками. Многим придется свернуть бизнес. Тему продолжит Аэлита Курмукова.

Фото: Евгений Разумный, Коммерсантъ

В России, по данным МВД, зарегистрировано почти 6,8 млн грузовых автомобилей. 50-60% рынка — это, как правило, небольшие транспортные компании, ИП или самозанятые с автопарком от одного до 50 транспортных средств. И их бизнес сейчас под вопросом, замечает президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин: «Ситуация меняется для всего рынка, не только для них. Для того чтобы начать работу с 1 марта 2025 года, необходимо попасть в реестр, иметь в штате специалистов: инженера по техбезопасности, механика, медика.

Крупным перевозчикам приходится конкурировать с небольшими логистическими компаниями, потому что они сегодня формируют рынок через диспетчеров. Но здесь возникает вопрос: а пойдет ли заказчик к такому перевозчику, будет ли он нанимать этого индивидуального предпринимателя?»

В новом реестре за сокрытие информации о транспорте, его тех состоянии, предусмотрены штрафы, вплоть до исключения из базы данных. Но тут возможна коррупционная составляющая, отмечают собеседники “Ъ FM”. По оценкам экспертов, сейчас более 60% перевозок грузов проходят по серым схемам, нередко за наличные. Налоги, которые можно получить при легализации отрасли, оцениваются в 450 млрд руб. в год, говорится в пояснительной записке законопроекта, что уже прошел первое чтение.

На популярной бирже ATI.su зарегистрировано почти 450 тыс. участников. Можно не только отправить груз, но и арендовать сам транспорт. И «ГосЛог» поможет отследить всю цепочку, отмечает генеральный директор компании "Оптимальная логистика» Георгий Властопуло: «Последствия для небольших транспортных компаний, конечно, будут. Придется выходить из тени, каким-то образом нивелировать повышение костов, издержек.

Но если глобально подойти к системе "ГосЛог", это поможет оздоровить рынок логистики российских компаний. На единой цифровой платформе наверняка появится система рейтинга перевозчиков, обмен документами будет осуществляться в быстром и эффективном формате, прохождение границы — в разы быстрее, но без издержек не обойтись».

А за все издержки по итогу заплатит потребитель. Чем меньше компаний на рынке, тем выше стоимость грузоперевозок, добавляет коммерческий директор сервиса Trucker Анатолий Зверев: «До 20-30% — по нашим оценкам, столько маленьких компаний, ИП-шников, где, условно, самозанятый — он же и водитель, и бухгалтер, и все остальное. Он работает через каких-то экспедиторов и выполняет транспортные заказы. И приблизительно к такому же росту тарифов это и может привести. Насколько уменьшится число перевозчиков, настолько же и вырастет тариф. Будут возникать какие-то локальные дефициты».

За год стоимость грузоперевозок, по разным оценкам, уже выросла почти на на треть. Сейчас у заказчиков есть выбор: у частников, даже если брать короткие маршруты по Москве, стоимость услуг на 20-30 % ниже, чем у транспортных компаний, но без гарантий.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента