От триумфа в Париже до Кровавого воскресенья

Нарвским воротам — 190 лет

29 августа 1834 года в Петербурге были торжественно открыты Нарвские триумфальные ворота. Этим памятником отмечены подвиги русской гвардии в Отечественной войне 1812 года и Заграничном походе 1813–1814 годов.

Возвращение гвардейских полков в Петербург 30 июля 1814 года». Рисунок неизвестного художника, 1810-е годы

Известие о том, что русские войска вступили в Париж, было получено в Петербурге 26 апреля 1814 года. Всего за один месяц по проекту архитектора Джакомо Кваренги для встречи гвардии на Петергофской дороге построена триумфальная арка. Изначально она была деревянной с украшениями из алебастра. Колесница богини Славы, запряженная шестеркой коней, фигуры римских воинов — все символы триумфа были на своих положенных местах. Свое название Нарвские триумфальные ворота получили благодаря месту расположения в начале пути на Нарву. По бокам для простых жителей соорудили четыре трибуны, а для царской четы — индивидуальную галерею. На обочине дороги обустроили место, где народ мог бы с ликованием встретить героев. На столбах разместили позолоченную надпись «Победоносной Российской Императорской гвардии жители столичного города святого Петра от имени признательного отечества».

Акварель Карла Беггрова, 1820-е годы

Фото: Карл Беггров

К сожалению, сооруженная в короткие сроки пышная арка не отличалась долговечностью. Довольно быстро ворота начали ветшать. К лету 1824 году их вид уже не напоминал о государственном триумфе и празднике. Было решено соорудить новые ворота «из мраморов, гранитов и меди» взамен деревянных. Главным архитектором на этот раз назначен Василий Петрович Стасов. Закладка новых ворот состоялась недалеко от прежнего места, на берегу речки Таракановки. Еще целых пять лет на своем старом месте возвышалась прежняя деревянная арка, пока ее не разобрали в 1829 году.

Кирпич вместо мрамора

Нарвские триумфальные ворота: скульптурная группа и аттик ворот

Фото: Николай Булыкин / wikimedia.org

Новые Нарвские ворота были заложены в годовщину Бородинской битвы 26 августа 1827 года. При этом присутствовало почти десять тысяч гвардейцев-ветеранов. Строительство уже началось, но продолжалось обсуждение материала для облицовки ворот. Из-за дороговизны пришлось отказаться от мрамора и остановиться на кирпиче и меди. 21 мая 1830 года утверждено предложение Стасова о том, что ворота из кирпича, облицованные медными листами, будут поставлены на гранитном цоколе. Весь скульптурный декор было решено выполнить из меди. Сэкономив на материалах, к работе решили привлечь лучших скульпторов Академии художеств. Интересно, что фигуры шестерки коней выполнил тот же Петр Клодт, который с 1833 года создает свой знаменитый ансамбль «Укротители коней» для Аничкова моста. Триумфальные ворота, облицованные медными листами, покрывали прозрачным масляным вареным лаком. Работы были закончены 19 августа 1833 года, однако до открытия оставался почти год: оно произошло только в 1834 году в годовщину сражения под Кульмом во время войны 6-й антифранцузской коалиции против наполеоновской Франции.

Нарвские триумфальные ворота: фигура древнерусского витязя

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Интересно, что итоговая стоимость всех проделанных работ составила 1,11 млн рублей. Нарвские ворота стали поистине грандиозным сооружением, соответствующим всем принципам классицизма: торжественность, строгость, и простота. Их высота составила 23 м, а ширина 28 м. Арочный проем занимает 8 м, а свод возвышается на 15 м. Из меди были созданы колесница с шестеркой коней и фигура Ники, на голове которой лавровый венок, а в руке пальмовый лист.

Площадь Стачек

Нарвские триумфальные ворота были и остаются памятником архитектуры и истории. Но вот внутри есть помещения, и их роль неоднократно менялась. Изначально задумывалось, что в аттике будут храниться реликвии войны с Наполеоном. Эта задумка так и не воплотилась. Вместо реликвий на протяжении нескольких десятков лет в воротах размещался караул Нарвской заставы. К 1888 году после специального переоборудования внутри ворот разместили документы архива Городской думы.

Нарвские триумфальные ворота и Таракановский мост через реку Таракановку в Петербурге, фото 1910-х годов

Менялся и окружающий пейзаж. Сперва ворота были частью и одним из опознавательных знаков дальней границы города, загородной зеленой зоной с лесами и усадьбами. Позже вокруг стали появляться заводы и бараки, доходные дома и прочие строения рабочей окраины. В начале ХХ века этот район окажется в эпицентре революционных событий. Именно возле Нарвских ворот в январе 1905 года пройдет расстрел мирной рабочей демонстрации, вошедший в историю как Кровавое воскресенье. В последующие годы недалеко от ворот протекает бурная политическая жизнь страны: сооружаются трибуны, проходят демонстрации и собрания. Все это, кстати, дало название площади Стачек, которое сохранилось до наших дней.

В 1917 году Нарвские ворота и архив, расположенный внутри, пережили пожар, в котором погибло много важных документов и записей. В огне пострадал и сам памятник. Были выбиты окна, утрачены элементы декора, повреждены накладные литеры. В таком обожженном виде символ русских триумфов провел более десяти лет, дожидаясь реконструкции. В то же время вокруг росли новые здания в стиле конструктивизма, речка Таракановка оказалась засыпана, а ведущий к воротам мост исчез за ненужностью. Тем не менее среди всей трудной трудовой жизни новой страны, ударными темпами строящей новую промышленность, значение былых побед признается важным. В 1935 году отреставрированные Ленгорсоветом ворота вновь открыты, а утраченные фрагменты восстановлены. В 1939 году Триумфальные ворота как памятник, имеющий особую историческую и художественную ценность, вошли в коллекцию Государственного музея городской скульптуры наряду с другими произведениями монументального искусства.

Символ побед — сквозь бомбежки блокады

Как оказалось, это была не последняя их реставрация. Всего через несколько лет Триумфальная арка вновь пострадает, оказавшись в прифронтовой полосе Великой Отечественной войны. Нарвские Триумфальные ворота простояли все 900 блокадных дней без каких-либо укрытий как символ побед — прошлых и грядущих. Защитники Ленинграда, танки и артиллерия проходили под аркой, направляясь на фронт, чтоб отстоять родной город.

Нарвские триумфальные ворота, 2020-е годы

Фото: Ирина Смирнова / wikimedia.org

В конце 1949 года началась трехлетняя реставрация ворот. В 1978 году Главное управление культуры Ленинграда вынесло постановление о том, что внутри сооружения будет устроен музей с экспозицией, посвященной Отечественной войне 1812 года, а также истории создания Триумфальных ворот. Для нужд музея создана современная инфраструктура. Уникальное в своем роде здание было электрифицировано, к нему подведены канализация, водоснабжение и телефонная связь. Прошло еще два десятка лет, и в 2000 году дирекция музея принимает решение перевести экспозицию в музейные фонды, сменив ее чередой временных выставок. С 2014 года выставки стали еще интереснее, а выставочный зал получил новое оформление и освещение.

Анна Кашурина

Вся лента