Трансформация петербургских бизнес-школ
структура рынка
Последние два года на рынке делового образования наблюдаются существенные изменения, во многом из-за геополитической ситуации. Некоторые школы вынужденно остановили общие программы с европейскими партнерами, сократилось количество иностранных преподавателей. Российские школы, в том числе петербургские, развернулись в сторону Азии, преимущественно в сторону Китая. Но, несмотря на изменения, спрос на обучение стабильно растет. Как развиваются бизнес-школы в Санкт-Петербурге, разбиралась Надежда Ярмула.
В рейтинге экспертного портала «МВА в Москве и России» (XIV Народный рейтинг российских бизнес школ — 2023) бизнес-школы Санкт-Петербурга занимают первые строчки.
В исследовании первое место заняли Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, Московская школа управления «Сколково», Бизнес-школа ИМИСП, Высшая школа менеджмента СПбГУ и Центр международных программ МВА ФЭСН РАНХиГС. При составлении рейтинга учитываются оценки выпускников программ MBA и Executive MBA по четырем показателям: рост дохода, карьера, деловые связи, а также личностное и профессиональное развитие.
Согласно заявлениям заместителя министра экономического развития РФ Татьяны Илюшниковой, рынок делового образования в текущем году может превысить 100 млрд рублей. По данным «МВА в Москве и России», Петербург занимает около 15% от общероссийского рынка бизнес-курсов. По словам директора Высшей экономической школы СПбГЭУ (ВЭШ) Яны Клементовичус, бизнес-школы Петербурга на сегодняшний день находятся в ситуации высокой конкуренции, соперничая с университетами из Москвы и других регионов.
Драйвер — кадровый дефицит
Спрос на бизнес-образование стабильно возрастает. Популярностью пользуются как открытые, так и корпоративные, «закрытые», программы. «Это связано с тем, что компании и руководители видят в обучении способ адаптации к новым условиям, развития стратегического мышления и подготовки кадрового резерва для выполнения новых задач»,— объясняют в ИМИСП.
Наибольшей популярностью, по данным бизнес-школ, пользуются программы уровня МВА и Executive MBA. Особо востребованы также курсы и треки по развитию управленческих знаний и навыков, стратегическому планированию и адаптации к новым условиям. «Кадровый голод на рынке труда формирует устойчивый спрос на программы, связанные с управлением людьми, подготовкой руководителей к новым управленческим вызовам и формированием управленческой зрелости, самоменеджментом и лидерством, а также направленные на повышение производительности и эффективности, проектное управление»,— делится наблюдениями председатель правления банка ВТБ и директор ВШМ СПбГУ Ольга Дергунова.
В ВШМ СПбГУ также отмечают интерес компаний к программам, связанным с внедрением цифровизации, искусственного интеллекта, аналитики данных и управленческих решений на основе больших данных. «Компании все чаще обращаются с запросом на освещение основных трендов в технологических изменениях и способы управления компаниями с учетом новых трендов и технологий»,— подчеркивает госпожа Дергунова.
Растет запрос на корпоративное и индивидуальное обучение, указывают в ИМИСП: «Компании сталкиваются с кадровым дефицитом и необходимостью адаптировать сотрудников к новым условиям».
Сооснователь, генеральный директор и управляющий партнер бизнес-школы АМИ Ирина Воронина также констатирует увеличение спроса на короткие программы: в АМИ запустили целую серию двухдневных интенсивов.
Потери и приобретения
Изменения в геополитической ситуации неизбежно повлияли на вектор развития деловых школ в России. Некоторые школы потеряли западных партнеров и преподавателей. Международные ассоциации бизнес-образования — AMBA, AACSB и EQUIS — приостановили деятельность в РФ и заморозили выдачу аккредитаций российским учебным заведениям.
«Ситуация на рынке бизнес-образования сегодня непростая,— говорит Яна Клементовичус.— Уход международных ассоциаций негативно повлиял на те образовательные организации, которые были преимущественно ориентированы на привлечение международных студентов. Статус члена этих ассоциаций и выдаваемые ими аккредитации упрощали бизнес-школам процесс формирования международных альянсов и создания международных программ. Поэтому их уход с российского рынка затронул все школы — и нас в том числе. Некоторым пришлось полностью пересматривать свой портфель программ».
Руководитель образовательных программ МВА, Executive MBA и МВАЕ в Балтийском государственном техническом университете «Военмех» им. Устинова Марина Волкова рассказывает: «Мы попали под санкции, и наши норвежские партнеры перестали подписывать совместный диплом. Кроме того, в некоторых курсах по международной экономике была изменена концепция обучения: ушли с ориентации на глобализацию, теперь изучаем ценности различных обществ».
В бизнес-школе АМИ, по словам госпожи Ворониной, из-за изменений геополитической ситуации сократилось количество европейских преподавателей. «Раньше мы рассматривали возможность проведения модуля EMBA в Ирландии и Финляндии. Сейчас фокус направлен на Восток — на азиатские бизнес-школы и возможность проведения программ там»,— добавляет она.
В условиях разрыва связей с западным бизнес-сообществом петербургские школы концентрируются на развитии направлений, ориентированных на российские компании, и выстраивают взаимоотношения со странами Азии, преимущественно с Китаем. Так, норвежских партнеров (Nord University) «Военмех» заменил на китайских: теперь международный сертификат выдается вместе с Гуанчжоуским институтом науки и технологии, а бизнес-практика проходит в провинции Гуандун.
ВШМ СПбГУ в 2024 году запускает программу Doing Business with China/Russia в сотрудничестве с Харбинским политехническим университетом (КНР), банком ВТБ и РЭЦ. По словам госпожи Дергуновой, направление разработано в ответ на возрастающий спрос на программы по основам ведения бизнеса с дружественными странами. «Бизнес-образование закономерно отвечает на глобальные тренды в ВЭД, такие как расширение на азиатский рынок,— рассказывает госпожа Дергунова.— Новое направление — это дополнительное профессиональное образование для предпринимателей двух стран, которое позволит им эффективно выйти на рынки Китая и России».
Упор на собственные программы
Китай не единственная страна, с которой школы Северной столицы выстраивают отношения. Например, ИМИСП организует выездные модули в Турцию и Южную Корею. Бизнес-школа AMИ для корпоративных клиентов проводит выезды в страны ближайшего зарубежья — в Грузию, Армению, Казахстан, а также разрабатывает сейчас два международных модуля в программе Executive MBA, рассматривая варианты сотрудничества с Вьетнамом и Китаем. ВЭШ СПбГЭУ ведет обучение на французском языке в Северной Африке.
Переориентацию в сторону Азии нельзя назвать неожиданной, считает госпожа Клементовичус. «СПбГЭУ успешно сотрудничает с Китаем на протяжении многих лет. Ранее мы организовывали стажировки для слушателей MBA в этом регионе. В настоящее время обсуждаем новые программы стажировок в Юго-Восточной Азии»,— делится планами она.
По мнению госпожи Ворониной, российским школа есть чему поучиться у Азии. «Их рынок дает нам большую почву для методологии. Я считаю, что разворот в сторону Азии как результат геополитики — не такой плохой. Есть определенные темы, особенно в операционном менеджменте, в производстве, инновациях, которым нам можно поучиться. А также определенная философия, которая, мне кажется, применима в бизнесе»,— говорит эксперт.
В изменившейся реальности петербургские школы-менеджмента уделяют особое внимание развитию собственных курсов, учитывая особенности местного бизнеса.
В «Военмехе» отмечают, что сейчас больше востребованы знания российской бизнес-действительности и производственные аспекты бизнеса. В ВЭШ СПбГЭУ фиксируют, что в последнее десятилетие российский бизнес стал больше интересоваться отечественными бизнес-школами. «ИМИСП сосредоточил усилия на развитии программ, ориентированных на российский контекст. Партнерские программы с западными школами были переосмыслены, и теперь акцент делается на развитие собственных уникальных курсов, которые учитывают специфику российского бизнеса и адаптированы под современные вызовы»,— комментируют в образовательном учреждении.