Ренессанс «профтеха» застрял в демографической яме

кадры

В условиях дефицита рабочих кадров охоту за «синими воротничками» предприятия ведут непосредственно в профильных средних учебных заведениях. Как показывает практика, это непросто. По демографическим причинам студентов мало, учатся они не всегда тому, в чем нуждаются предприятия, да и программы подготовки рабочих не всегда успевают за потребностями бизнеса. Участники рынка видят решение в интеграции предприятий с системой среднего профобразования и непрерывном обучении опытных рабочих.

По мнению экспертов, бизнесу необходимо не только бросить силы на профориентацию, но и сделать рабочее место более привлекательным за счет заработной платы, соцпакета и других бонусов

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Существующую в России инфраструктуру подготовки рабочих кадров эксперты, опрошенные изданием, условно делят на традиционную систему среднего профессионального образования (СПО) на базе профтехучилищ и колледжей (всего учебных заведений 3584 по стране) и систему подготовки кадров непосредственно на предприятиях — речь идет о программах наставничества и приеме на обучение учеников без первичной квалификации.

«Как таковых коммерческих учебных заведений в системе СПО нет, но во многих из них открываются платные направления по востребованным специальностям: графический дизайн, IT, реставрация, художник-модельер по костюмам, землеустройство и картография, логистика, лечебное и сестринское дело. Эти направления популярны у молодежи»,— комментирует вице-президент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Александр Ходачек.

По его словам, только в Петербурге фиксируют самый высокий конкурс на IT-специальности и графический дизайн — по 16–17 человек на место, а также лечебное и сестринское дело — 15 человек на место. Спрос на таких работников тоже высок.

Выпускники колледжей ценятся не ниже, чем обладатели вузовских «корочек», отмечает директор hh.ru по СЗФО Юлия Сахарова. «Преимущества средних специальных учебных заведений (ссузов) в том, что они оперативно реагируют на запросы рынка труда. Программа обучения в колледжах сильнее вузовской нацелена на практику: на нее отводится до 70% учебного времени»,— комментирует госпожа Сахарова.

Растут и зарплаты вчерашних выпускников ссузов. По оценкам ВШЭ, оплата некоторых рабочих выросла на 50%. Скажем, дипломированный наладчик в столичных городах может претендовать на оплату в 140 тыс. рублей, фрезеровщик 160–170 тыс., сварщик — 135 тыс., сварщики с международными сертификатами — 200–300 тыс. По данным федеральной базы «Работа России», 75–80% выпускников устраиваются по специальности сразу после получения дипломов.

Домкрат для престижа

Впрочем, эксперт ВШЭ отметил расхождение между реальными потребностями предприятий промышленности, транспорта и строительства и желанием абитуриентов, особенно выпускников 9–11-х классов, обучаться более модным профессиям.

Скажем, в топе самых востребованных рабочих специальностей летом 2024 года, которым с «Ъ-СПб» поделились в независимом профсоюзе «Новый труд», назвали не столь модные у молодежи профессии электрика, сварщика, плотника, слесаря, маляра-штукатура, токаря, фрезеровщика, оператора станков с ЧПУ (числовым программным управлением), машиниста экскаватора и др.

«Система среднего профессионального образования сегодня сталкивается с несколькими проблемами. Прежде всего это недостаток самих студентов, так как значительная часть молодежи не рассматривает рабочие специальности как престижный выбор. Также есть дефицит квалифицированных специалистов, которые могли бы эффективно передавать свои знания и навыки новым поколениям»,— поделился видением президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей отрасли России Александр Шестаков. Первый тезис подтверждают и результаты совместного исследования, проведенного hh.ru и компанией «Роквул». Согласно ему, только 12% опрошенных россиян считали рабочие профессии престижными.

Тем не менее, по предварительной оценке ВШЭ, число абитуриентов, которые выбрали для себя учреждения системы СПО, в 2024 году составит 1,3–1,4 млн человек (для сравнения, в 2023 году их было 1,2 млн). «Это 70% от всех выпускников девятых классов»,— подчеркнул господин Ходачек. По его словам, эта цифра говорит скорее о повышении престижа среднего образования в последние несколько лет, в чем есть и заслуга государства.

Кадры на заказ

Новой вехой профтехобразования в России, считают эксперты, стала запущенная в 2022 году федеральная программа «Профессионалитет», которая сегодня действует в 79 регионах России. Проект предполагает профессиональную подготовку выпускников 9–11-х классов по целевым договорам с конкретными предприятиями на базе 370 учебно-производственных кластеров.

Как поясняют эксперты, обучение на базе кластеров призвано интегрировать программы подготовки в СПО с предприятиями реального сектора экономики. Например, в Петербурге уже созданы кластеры «легкой промышленности», «машиностроения и судостроения», а вскоре появятся кластеры «радиоэлектроники» на базе колледжа, «электроники и приборостроения» и «цифровая индустриальная аквакультура» на базе морского рыбопромышленного колледжа.

Сегодня в программе участвуют почти 1700 крупных компаний, таких как «Росатом», РЖД, «Северсталь», «Евраз», «Русал», «Россети», ОСК, «Свеза» и др. Подготовку прошли уже более 1,4 млн студентов.

«Программа интересна тем, что позволяет сократить сроки подготовки рабочих специалистов: 1,5–2 года вместо 3–4 лет. А самое главное, что 80% выпускников программы идет работать по специальностям. Таких результатов не даст ни один модный вуз»,— констатирует господин Ходачек.

Готовим сами

Участие предприятий в подготовке кадров — не новая практика. Во многом она стала ответом не только на количество, но и на качество обучения в российских ссузах. Так, в hh.ru отмечают, что более 75% компаний жалуются на сравнительно невысокий уровень профессионализма выпускников средних учебных заведений, которые претендуют на вакансии. «Поэтому подавляющее большинство, 84%, проводят обучение своих сотрудников, причем независимо от размера организации. Еще треть приставляют наставников к новичкам»,— комментирует госпожа Сахарова.

Образование не успевает за новыми технологиями и изменениями бизнеса, считает генеральный директор ППК «Технониколь» Владимир Марков. «Например, есть рабочие специальности на предприятии, по которым допуск к работе может получить только сотрудник с профильным образованием, но ссузов, которые бы готовили таких специалистов, нет. Промышленности пришлось эту проблему решать самостоятельно от А до Я: создавать учебные центры, программы, получать лицензию, обучать»,— констатирует господин Марков. По его словам, проблема связана и с тем, что в учебных заведениях обновление образовательных программ чаще всего происходит без участия бизнеса.

В качестве примера гендиректор мебельной компании Lazurit Денис Егоров приводит мебельную индустрию, где повсеместно происходит повсеместная роботизация процессов. «При внедрении инноваций на производстве требуется в кратчайшие сроки переориентировать сотрудников на работу с новым оборудованием»,— рассказал он о потребностях отрасли. По его мнению, система подготовки и переподготовки рабочих в России должна трансформироваться вместе с бизнесом. «Это и есть основной вызов»,— убежден глава предприятия.

Необходимость интеграции

В полной мере проблему дефицита рабочих кадров за счет госпрограммы и популяризации ссузов быстро решить не удастся, считает Александр Ходачек (в Институте экономики РАН в 2023 году дефицит работников оценили в 4,8 млн человек). «Виной тому демографическая яма 1990-х — начала 2000-х в РФ, из-за которой абитуриентов, то есть выпускников 9–11-х классов, в целом немного»,— указывает он.

«В решении кадровых вопросов где-то на помощь приходят автоматизация и современные технологии, но перед бизнесом и государством, в горизонте ближайших 10–15 лет стоит задача не только профориентации школьников, чтобы заинтересовать их рабочими специальностями, но и цель удержать их на заводах хорошим уровнем заработной платы, соцпакета и другими бонусами»,— дополнил управляющий компании «Строй-стафф» Иван Фомин.

Александр Ходачек видит перспективы в развитии системы непрерывного обучения, курируемую профильными государственными ведомствами. «Важно сделать упор на переподготовку и переобучение людей более старших возрастов. И в этом как раз могут помочь коммерческие программы на базе СПО»,— говорит вице-президент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.

По наблюдениям члена экспертного совета комитета Госдумы по развитию конкуренции Дмитрия Тортева, проблем с кадрами сегодня не испытывают только те предприятия, которые задумались об интеграции с учебными заведениями не год назад, а более десятилетия назад. В пример он приводит Уральскую горно-металлургическую компанию, которая в 2013 году открыла собственный технический университет в Верхней Пышме, а также Магнитогорский металлургический комбинат, который взял под опеку местный политехнический колледж. «Подобные истории можно встретить и в других моногородах. Силами ряда предприятий система подготовки рабочих кадров, пусть и локально, действует успешно, хотя говорить о полноценном возрождении профобразования пока рано»,— подытожил господин Тортев.

Ольга Головина

Вся лента