Нефть подоспела в трубную минуту

«Татнефть» возместила Словакии и Венгрии выбывшие поставки ЛУКОЙЛа

Как стало известно “Ъ”, нефтекомпаниям (в основном, «Татнефти» (MOEX: TATN)) удалось заместить поставки ЛУКОЙЛа (MOEX: LKOH) по нефтепроводу «Дружба» в Словакию и Венгрию, прекращенные с июля после введения Украиной санкций против компании. Но НПЗ венгерской компании MOL все равно не удалось получить все запрашиваемые объемы сырья. Это особенно критично для работы НПЗ Slovnaft в Братиславе, которому необходимо восполнить запасы после недавнего выхода из ремонта.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

По словам источников “Ъ”, «Татнефть» в июле резко нарастила поставки на НПЗ в Словакии и Венгрии, отправив по южной ветке нефтепровода «Дружба» примерно по 330 тыс. тонн нефти в каждую страну. В прошлом месяце на компанию пришлось около 77% и 92% российского экспорта в Венгрию и Словакию. В первом полугодии доля «Татнефти» была 34% и 53%. В «Татнефти» отказались от комментариев.

В результате «Татнефть» стала единственным ключевым поставщиком нефти в эти страны после того, как Украина введенными против ЛУКОЙЛа санкциями запретила принимать нефть компании для транзита в Венгрию и Словакию.

По мнению собеседников “Ъ”, «Татнефть» останется ключевым поставщиком и в августе. Поставки в Словакию также начала «Русснефть», на которую пришлись оставшиеся объемы.

Собеседники “Ъ” в отрасли уверяют, что НПЗ в Венгрии и Словакии (оба принадлежат венгерской MOL) в июле настаивали на увеличении транзитных поставок нефти по «Дружбе» через Украину, речь шла о заявке на прокачку 530 тыс. тонн и 545 тыс. тонн в Венгрию и Словакию соответственно. Но оператор украинского участка нефтепровода «Дружба» «Укртранснафта» согласовал транзит лишь 436 тыс. тонн и 356 тыс. нефти, то есть 82% и 65% от запрошенного, уточнили собеседники “Ъ”. В мае и июне НПЗ Slovnaft в Братиславе (мощность первичной переработки — 6,1 млн тонн в год) снижал импорт российской нефти до 130 тыс. и 69 тыс. тонн из-за профилактических ремонтов, но уже в июле заводу потребовались дополнительные объемы.

Санкции против ЛУКОЙЛа вызвали особенно сложное положение в Словакии, так как братиславскому НПЗ срочно потребовалось увеличить нефтепереработку для пополнения запасов топлива, которые выбыли в мае—июне в ходе ремонтных работ, поясняет Виктор Катона из Kpler. Поэтому, отмечает он, месячные требования НПЗ были существенно выше и задача восстановить прежние объемы в хранилищах до сих пор не выполнена. Словакия недополучила почти 200 тыс. тонн нефти, в оперативном порядке было невозможно найти альтернативных поставщиков, добавляет аналитик. Помогло лишь счастливое стечение обстоятельств, утверждает эксперт.

«Экстренная остановка Литвиновского НПЗ в Чехии после обнаружения на территории бомбы времен Второй мировой привела к тому, что августовские объемы на Чехию были не полностью востребованы и частично перенаправлены в Словакию»,— говорит господин Катона.

На прошлой неделе власти Венгрии допускали, что за транзит нефти ЛУКОЙЛа через территорию Украины будет отвечать сама MOL, но, по их мнению, такая схема несколько ухудшит экономику поставок (см. “Ъ” от 22 августа). После прекращения транзита нефти ЛУКОЙЛа через Украину другие российские нефтекомпании продолжили поставки нефти по южной ветке «Дружбы». По словам Виктора Катоны, объемы в августе уже близки к запросам стран Центрально-Восточной Европы и если ЛУКОЙЛу получится перевести точку передачи нефти на белорусско-украинскую границу, то поставки через «Дружбу», скорее всего, нормализуются к концу текущего года.

Запрет на транзит через Украину не скажется на экспортных объемах ЛУКОЙЛа, так как выпавшие объемы перенаправлены на азиатские рынки, считает старший аналитик «Эйлер АТ» Андрей Полищук. По его словам, экономика поставок если и пострадает, то некритично для ЛУКОЙЛа, поэтому ситуация не отразится на финансовых результатах компании в 2024 году. Рыночная конъюнктура (цены, курс и дисконты на российскую нефть и нефтепродукты) будет куда более значимым фактором, отмечает аналитик.

Дмитрий Козлов

Вся лента