«Ласточке» добавили самостоятельности

Как развивается проект беспилотных поездов

На Московском центральном кольце запустили первую беспилотную «Ласточку». Впрочем, такой поезд и ранее ходил в тестовом режиме, но теперь он находится в общем потоке. Пока он курсирует с машинистом в кабине, но вскоре составов станет больше, и они будут автономны. Сейчас человек присутствует в кабине для контроля за автоматикой. Специалисты отмечают, что нейронные сети оценивают ситуацию и выполняют необходимые действия.

Фото: Максим Блинов / РИА Новости

Директор Центра исследований «Умного города» Константин Трофименко говорит, что в этом случае работают не самые сложные алгоритмы искусственного интеллекта: «В том виде, в котором проект аккредитован, все необходимое для того, чтобы ездить в самостоятельном режиме, будет внутри поезда. Какой-то дополнительной инфраструктуры там не предусмотрено. Беспилотность — это уже обыденность, такого транспорта очень много, в частности, в Японии и Дубае. Это достаточно простая автоматика.

"Ласточка", о которой идет речь, немножко посложнее устроена. Например, в конкретной ситуации — наличии кого-либо или чего-либо на путях — состав должен уметь реагировать, оценивать расстояние до объекта, попытаться избежать столкновения.

Это на порядок более простая, линейная задача, чем то, что нужно решать беспилотному автомобилю, который движется в общем потоке, в котором что угодно может случиться. Скорее, в таком формате на МЦД комфортнее протестировать технологию и дальше уже использовать ее там, где это экономически целесообразно».

В РЖД считают, что полностью беспилотный поезд будет запущен через два года. Речь о модернизированном варианте электрички на платформе Siemens Desiro (корпорация ушла из России). Проект назвали «Финист». Для беспилотного движения нужно создавать новую инфраструктуру, подчеркнул экономист-транспортник, глава межрегионального «Союза пассажиров» Кирилл Янков: «Речь идет именно о тех "Ласточках", которые были поставлены в 2016 году к запуску движения по Московскому центральному кольцу. Потом еще эти составы докупались, потому что интервал движения был уменьшен, происходил и определенный рост степени локализации.

Текущее пилотирование действительно давно уже может взять на себя автоматика. Но во внештатных ситуациях пока человека заменить некем.

Так называемые беспилотные "Ласточки" будут еще довольно долго ездить с человеком в кабине. Чтобы перестать нуждаться в машинисте, нужно много чего сделать, например, оборудовать станции специальными платформенными дверями, которые не позволяют ни человеку, ни какому-то предмету попасть на путь. Я не считаю, что за этим большое будущее. Импортозамещенная "Ласточка" — "Финист" — ездит на Урале, пока на поезд, надо сказать, жалуются, что автоматика часто отказывает. Кроме того, насколько я знаю, алюминиевый профиль, из которого сделаны кузова, не российский, а китайский. Впрочем, может быть, нет задачи заместить импорт из КНР. Задачи сделать ее автопилотом, в общем, тоже не стоит, для длинных маршрутов пока говорить о беспилотном транспорте вообще преждевременно».

Между тем самый квалифицированный машинист принимает решение в четыре раза дольше, чем искусственный интеллект, доказывают исследования. Авторы идеи беспилотного движения по МЦК считают, что новые поезда позволят сократить интервалы движения с четырех до трех минут


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Станислав Крючков

Вся лента