Оливковое масло выходит из употребления

Почему падает спрос на продукт и какие альтернативы есть на рынке

Продажи оливкового масла в России рухнули почти на четверть. По итогам первой половины года его доля в общем объеме продаж растительных масел снизилась до чуть более 1,5%, пишет Shopper’s со ссылкой на исследование NTech. При этом в деньгах доля, наоборот, увеличилась почти на 14%. Тенденцию подтверждают и импортеры оливкового масла. Они связывают это с резким ростом закупочных цен, который произошел еще в 2023 году на фоне падения производства у ключевых европейских поставщиков — Испании и Италии.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Страны столкнулись с сильной засухой, из-за чего мировое производство снизилось на четверть, подсчитывали в Еврокомиссии. Поэтому на полках цены выросли на треть, и литр оливкового масла сейчас обходится в 1,6 тыс. руб. Но в этом году ситуация должна стабилизироваться, полагает директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов:

«Есть две основные причины. Во-первых, очень сильный рост цен на оливковое масло в предыдущие два года на фоне неурожая в Южной Европе, которая является его основным производителем. Во-вторых, девальвация рубля, соответственно, масло стало просто дорогим для потребителя, он стал его покупать меньше.

Что касается альтернативных поставок из неевропейских стран, Турция производит оливковое масло, но это десятая часть от объема Испании. К тому же, у нас рынок гомогенный: если у вас растут цены на масло в Испании, растут в Греции, они также будут расти и на турецкое масло. Может быть, где-то переходят на турецкое масло, но оно не будет принципиально дешевле. В этом году ситуация с производством наконец должна улучшиться в той же Южной Европе. Во всяком случае, в твердой валюте цены на оливковое масло в мире, в том числе в России, снизятся».

По оценкам Масложирового союза, ввоз оливкового масла в Россию в прошлом году снизился на треть. А по итогам прошедших шести месяцев упал еще на 10%. Но это связано еще и с изменением спроса внутри страны, отмечает исполнительный директор объединения Михаил Мальцев:

«Оливковое масло для нашего рынка является премиальным сегментом. Соответственно, всегда объем поставок находился на уровне статистической погрешности, 0,5% от объема производства масла в России. Я думаю, что идет снижение потребления в первую очередь в сегменте HoReCa, и, конечно же, многие традиционные потребители оливкового масла уходят в более доступный сегмент — это подсолнечное масло.

На рынке появились достаточно интересные предложения брендовых растительных масел, что тоже оттягивает на себя определенный объем потребления. У нас есть полноценный аналог оливкового масла. Отличие оливкового масла от подсолнечного в том, что в подсолнечном основная ценность — это витамин Е, а в оливковом — витамин К. При этом в высокоолеиновом подсолнечном масле содержание витамина К превышает содержание в оливковом.

Безусловно, вкусовые и органолептические показатели немного другие, но в то же время объем потребления растет. А с точки зрения жарки при сравнительно небольшой стоимости (как на обычное подсолнечное масло) оно, безусловно, выигрывает перед рафинированным оливковым маслом. Поэтому в HoReCa в первую очередь есть тенденция на переход на высокоолеиновое рафинированное масло для жарки».

Из-за роста цен на оливковое масло спрос на него падает и в странах, где его потребляют традиционно много. Например, в первой половине 2024 года в Испании в лидерах по спросу оказалось подсолнечное масло, хотя еще в прошлом году оливковое занимало больше 60% от всех продаж. Но по итогам 2023-го литровая банка масла подорожала до €14,5, это почти 1,5 тыс. руб. по текущему курсу.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Владислав Викторов

Вся лента