ОСГОП не подошел из-за угла
Таксисты готовы к вступлению в силу закона об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков
С 1 сентября 2024 года вступает в силу новая редакция федерального закона от 14 июня 2012 года № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика...» (ОСГОП). В соответствии с новой редакцией закона перевозчики легковых такси должны страховать свою ответственность перед пассажирами на случай причинения вреда. Участники рынка страхования затрудняются спрогнозировать, на сколько вырастет рынок в связи с тем, что страхование пассажиров таксомоторов теперь станет обязательным, но убеждены, что нововведение упорядочит процесс получения ОСГОП и тарифов на страховку.
ОСГОП для пассажирских перевозчиков, за исключением перевозчиков легковым такси, действует с 2013 года. С ближайшего воскресенья компенсация за вред, причиненный жизни пассажиров такси, составит 2,025 млн рублей. За вред, причиненный здоровью, в новой редакции федерального закона предусмотрена выплата в размере 2 млн рублей. Не менее 23 тыс. рублей выплатят пассажирам за вред, причиненный их имуществу.
По словам Марии Мартыновой, начальника управления страхования транспортных операторов «Ингосстраха», учитывая, что перевозчики такси стали заранее, не дожидаясь сентября, обращаться к страховщикам с просьбой заключить договор, такой продукт на рынке уже существует. Например, «Ингосстрах» запустил продажи ОСГОП для такси с возможностью оформить полис онлайн уже с 21 августа 2024 года. Средняя стоимость страхового полиса на рынке составляет примерно 3,4 тыс. рублей на одно транспортное средство.
Из отчетности Центробанка следует, что за 2023 год общая сумма страховых выплат по ОСГОП превысила 790 млн рублей. Сборы по заключенным договорам ОСГОП за первый квартал этого года составили 314 млн рублей. «На наш взгляд, рынок страхования несколько увеличится, так как с 1 сентября все перевозчики легковым такси будут должны застраховать свою ответственность. Ранее же существовало только добровольное страхование, которое защищало пассажиров, но пользовались им далеко не все»,— отмечает госпожа Мартынова.
В пресс-службе СК «Ренессанс-страхование» рассказали, что именно объем страхования ОСГОП, по некоторым прогнозам, вырастет в два раза.
Как ранее обращали внимание опрошенные «Ъ-СПб» юристы, 67-ФЗ теперь предусматривает случаи возникновения у страховщика, выплатившего страховое возмещение, регрессное требование к страхователю (см. «Ъ-СПб» от 26.08.2024). Регресс возможен, если страховой случай наступил вследствие умысла страхователя или нарушения режима труда и отдыха водителя, а также в случае отсутствия у водителя права на управление транспортным средством. Сюда же относятся нарушения требований о прохождении обязательного медицинского осмотра и допуск к перевозке транспортных средств, которые находятся в непригодном для эксплуатации состоянии. С началом осени страховщики получат право регресса к страхователям-перевозчикам легковым такси в случае осуществления ими перевозок в период приостановления действия разрешения на осуществление профессиональной деятельности, при перевозках в период отсутствия договора со службой заказа легкового такси (если его заключение является обязательным), а также при перевозках за пределами территории субъекта РФ.
Агрегаторы такси с 2017 года страховали ответственность перевозчиков перед пассажирами на сумму 2 млн рублей, но, поскольку правом добровольного страхования пользовались не все онлайн-службы вызова такси, их пассажиры были защищены недостаточно, считают участники рынка страхования. Размер компенсации за причинение вреда здоровью или жизни клиентов таксомоторов раньше не превышал 500 тыс. рублей.
«Теперь пассажиры могут быть уверены, что они защищены и получат достойную компенсацию, если пострадают в такси. Кроме того, введение обязательного страхования позволит унифицировать условия страхования, оптимизировать процесс урегулирования убытков и сдерживать разброс тарифов, ведь теперь страховщики должны соблюдать единые правила, установленные государством»,— убеждена госпожа Мартынова.
Игроки страхового рынка также уверены, что внедрение ОСГОП не станет непомерной ношей для перевозчиков такси и не приведет к уходу с рынка небольших компаний. «Если исходить из максимального страхового тарифа, установленного ЦБ РФ, то затраты перевозчика на одно транспортное средство вырастут чуть больше чем на 5 тыс. рублей в год. Очевидно, что это не та сумма, которая приведет к сворачиванию деятельности частных перевозчиков. Напротив, ОСГОП является существенной финансовой поддержкой для перевозчиков, ведь обязанность компенсировать 2 млн рублей пострадавшему окажется более тяжким бременем, чем 5 тыс. рублей за страховую защиту»,— полагает эксперт «Ингосстраха».