Загробный мир и русский след
Первые фильмы Венецианского кинофестиваля
Венецианский фестиваль открылся фильмом Тима Бёртона «Битлджус Битлджус». В этот же вечер были запланированы две премьеры, связанные с Россией, но состоялась только одна. О первых фестивальных событиях рассказывает Андрей Плахов.
Новый фильм Бёртона — сиквел его же «Битлджуса», снятого именитым режиссером на заре карьеры и признанного классикой постмодернистской хоррор-фантастики. Двукратное повторение в названии картины экзотического имени героя напоминает о том, что, произнесенное трижды, оно открывает портал в потустороннний мир и пробуждает к жизни зловредного демона в исполнении Майкла Китона. Даже спустя почти сорок лет после событий базового фильма этот уродец с расплющенным лицом портит жизнь обитателям Дома призраков в Винтер-Ривер, особенно чувствительной Лидии Дитц (Вайнона Райдер). В мистическую круговерть вовлечены ее зажигалка-свекровь Делия (Кэтрин О’Хара) и «трудная» дочь-подросток Астрид (Дженна Ортега). Большинство близких им мужчин уже прописались в загробном азилуме, преодолев царящую там чудовищную бюрократию. Однако случается обмен между мертвецами и живыми: так, начитавшийся Достоевского и убивший своих родителей юный Джереми пытается вырваться с того света, загнав туда вместо себя Астрид. Но есть и более благородные мертвецы, они помогают трафику из царства мертвых в то, которое считается живым. Хотя разница между ними довольно условна.
Некогда слывший хулиганом и провокатором, Бёртон сегодня выглядит милым сказочником, уютно устроившимся в своем комиксово-эстетском мирке, который больше не пугает и только немного смешит.
Идеальный фильм для открытия фестиваля с бонусом в виде разрезанной на куски Моники Беллуччи: ее героиня Делорес, бывшая жена Битлджуса, с помощью степлера скрепляет разрозненные фрагменты своего тела и превращается в могучую мстительную женщину-вамп. С юмором у Беллуччи и Бёртона, включивших в картину этот аттракцион, все в порядке. Отсутствие современного контекста и хотя бы тени нависающих над миром проблем гарантирует на один вечер безмятежное настроение фестивальной публики.
Менее комфортна «Тихая жизнь» грека Александроса Авранаса — картина совместного производства Франции, Германии, Швеции, Греции, Эстонии и Финляндии, показанная в программе «Горизонты». Место действия — Швеция, по изощренному садизму бюрократической машины едва ли не превосходящая загробные кошмары Бёртона. В центре сюжета — семья российских политических беженцев, борющихся с миграционными чиновниками за постоянный вид на жительство. В ролях супругов Натальи и Сергея — Чулпан Хаматова и Григорий Добрыгин, играющие сильно и со знанием дела: чувствуется, что у обоих есть подобный жизненный опыт.
Акцент, однако, сделан не на их персонажах, а на двух девочках, растущих в проблемной семье и настолько страдающих от стрессовой ситуации, что их одолевает загадочный недуг, и главными врагами семьи оказываются теперь врачи и психологи скандинавского покроя. Сюжет из политической плоскости сдвигается в область гротеска и фантастики, но все же сохраняет связь с реальностью. Это выгодно отличает «Тихую жизнь» от дебютной работы Авранаса «Госпожа Жестокость»: хотя она и получила две награды в Венеции, но навязчивая метафора безжалостно съела в ней остатки правдоподобия.
В первый вечер фестиваля должен был состояться показ для прессы еще одного фильма с российским следом: он называется «Антиквариат» и поставлен грузинским режиссером Русудан Глурджидзе. На сайте kinopoisk.ru картина, снятая в Петербурге, датирована 2022 годом, в ней успел сняться умерший больше года назад актер Сергей Дрейден, играет также Владимир Вдовиченков, а соавтором сценария назван Олег Негин. В качестве стран-производительниц значатся Россия, Грузия и Хорватия. «Антиквариат» был заявлен в параллельной программе «Венецианские дни», но в последний момент журналисты, зарезервировавшие билеты, получили письмо от организаторов фестиваля с сообщением о том, что показ отменен. Точная причина неизвестна. По просочившейся информации, помимо российских денег в этом проекте мотивом отмены стал юридический конфликт между его создателями и правообладателями. Так или иначе, вот уже третий год Венецианский фестиваль практически обходится без фильмов российского производства.