«Участие в олимпиадах — это инвестиция в будущее»
Директор школы «А-Статус» Елена Кустовинова — в программе «Цели и средства»
Что частная школа дает ученику и как готовит к ЕГЭ? Как в подобном заведении формируют учебный план и помогают поступить в выбранный вуз? Эти и другие вопросы Дарья Надина обсудил с директором школы «А-Статус» Еленой Кустовиновой.
— Чем частная школа отличается от общеобразовательной? И как родителям сделать выбор, на что нужно ориентироваться?
— Сегодня существует множество школ, которые способны удовлетворить различные интересы детей и их родителей. Выбор школы — это очень ответственное решение, и я бы посоветовала сделать его, основываясь на всесторонней информации об учреждении и четком понимании образовательного запроса семьи. Когда мы говорим о частной школе, мы говорим об индивидуальном подходе к обучению, клиентоориентированности, малочисленных классах, высоких академических результатах учащихся и высоком уровне обеспечения безопасности и защищенности учебной среды.
— Есть ли у школьников возможность выбора предметов, учитывая жесткие стандарты ОГЭ и ЕГЭ? И как строится система обучения в частных школах?
— Во всех школах страны обучение ведется по единым федеральным государственным образовательным стандартам. Мнение о том, что введение единой образовательной программы ограничивает вариативность и творчество, на мой взгляд, является ошибочным. Наоборот, наличие общего учебного материала не исключает возможность менять способы и технологии его реализации. Прежде всего школы ориентируются на потребности учеников и предлагают разные варианты программ в рамках одного уровня образования.
Обеспечить вариативность образовательного процесса школы можно, предусмотрев различные курсы, которые не входят в обязательную часть образовательной программы. Ученик может выбрать дополнительно курсы, которые посвящены психологическим, культурологическим, социальным и искусствоведческим направлениям. Например, «Условия успешной коммуникации», «Искусство анализа художественного текста», «Основы журналистского мастерства». Еще есть межпредметные курсы с интеграцией знаний учащихся о природе и обществе, «Компьютерная обработка коммерческой информации».
— Но, наверное, с такой нагрузкой у ребенка вообще не остается свободного времени?
— Остается. В школе «А-Статус» мы учимся по пятидневке, суббота и воскресенье — как раз детям для отдыха.
— Сейчас дети довольно рано начинают вовлекаться во все образовательные процессы. А кому дошкольное образование необходимо в первую очередь?
— Дошкольное отделение — это неотъемлемая часть образовательной организации, потому что реализация образовательного процесса осуществляется в рамках преемственности между детским садом и школой. В дошкольное отделение школы «А-Статус» мы зачисляем детей с трех лет. Именно в этом возрасте они, как правило, стремятся к коллективным играм со сверстниками, их легче заинтересовать разного рода активностями. Я считаю, что дошкольное образование необходимо всем детям, так как именно в детском саду закладывается фундамент будущей личности, который служит основой для успешного обучения в дальнейшем.
— Я часто слышу о том, что школы сейчас сотрудничают с вузами, а частные школы довольно часто разрабатывают какие-то совместные программы с университетами. Как это работает и какие преимущества дает школьникам и абитуриентам впоследствии?
— В настоящее время наша школа активно сотрудничает с ведущими вузами страны, такими как Московский государственный университет им. Ломоносова, Высшая школа экономики, Московский государственный институт международных отношений и другими. В рамках программы сотрудничества мы привлекаем преподавателей высших учебных заведений для проведения консультаций по подготовке к государственной итоговой аттестации, к разработке программ спецкурсов, организации предметно-исследовательской деятельности и проведения профориентационных мероприятий. А также наши педагоги проходят курсы повышения квалификации на базе вузов-партнеров.
Сегодня стало уже доброй традицией участие школьников в интеллектуальных состязаниях: олимпиадах, научно-практических конференциях, проводимых высшими учебными заведениями. Участие в олимпиадах — это не просто проверка школьных знаний, а инвестиция в будущее, ведь победа в олимпиаде дает дополнительные баллы при поступлении в вуз. Например, в прошлом учебном году наш 10-классник стал победителем достаточно крупного академического конкурса — Московской предпрофессиональной олимпиады, соорганизаторами которой являются ведущие вузы страны.
— Получается, у школьников есть возможность немного узнать о программе обучения в университете, в который они готовятся поступать, плюс они участвуют в олимпиадах, что дает им дополнительные очки?
— Именно так.
— Насколько я понимаю, в последние два года немного застопорилось сотрудничество российских школ и вузов с иностранными вузами в виду геополитических условий. Сейчас у вас налажена какая-то система обмена с зарубежными школами? Как работают такие программы сегодня?
— В 2024 году система обмена студентами и школьниками между Россией и зарубежными странами претерпела значительные изменения. Акцент сместился на сотрудничество с азиатскими странами и государствами постсоветского пространства. В последнее время Россия усилила развитие внутренних программ обмена между регионами, позволяя учащимся изучать культурные и образовательные особенности своей страны. Сегодня существуют частные программы обмена, организованные через международные агентства или соглашения между школами и университетами. Таким образом, система обмена продолжает функционировать, но с новым акцентом — на сотрудничество и формат взаимодействия.
— Школы сейчас в большей степени готовят своих выпускников к сдаче ЕГЭ. Вы работаете в таком же формате или больше ориентированы на то, чтобы готовить школьников к поступлению в какие-то конкретные вузы?
— Безусловно, весь педагогический коллектив школы нацелен на то, чтобы наши выпускники показывали достаточно высокий уровень и высокие академические результаты. Конечно, каждая школа заинтересована в том, чтобы дать своим детям знания и компетенции, которые позволят им поступить туда, куда они запланировали. Если посмотреть на список вузов, куда поступают наши выпускники, он достаточно большой, и некоторые дети учатся в том числе за рубежом. Наши выпускники ставят перед собой достаточно амбициозные цели и планируют продолжать свое обучение как в России, так и за рубежом.