Борщевик — дело молодых
Нижегородские депутаты попросили определить цели молодежной политики
В заксобрании Нижегородской области заслушали отчет министра молодежной политики Светланы Ануфриевой. По ее словам, Нижегородская область лидирует по количеству молодежных проектов и привлеченных на них грантов. Депутатов больше интересовало, чем работа власти помогает обществу — сколько детей родилось в молодых семьях, сколько выпускников вузов пришли работать врачами и учителями, как снизить миграцию городской молодежи в Москву. Ответить на большую часть подобных вопросов глава министерства затруднилась. Впрочем, в самом заксобрании тоже не все гладко с постановкой глобальных задач для молодых нижегородцев. Депутаты с множеством замечаний приняли закон о борьбе с борщевиком, внесенный молодежным парламентом
Депутаты заксобрания Нижегородской области в рамках «парламентского часа» слушали доклад министра молодежной политики Светланы Ануфриевой (министерство было создвано в марте 2023 года). Отчет министра состоял из перечисления различных проектов и мероприятий, в которые было вовлечено 550 тыс. человек. Нижегородская область, судя по презентации, заняла первые места по лучшей информационной работе с молодежью, по «мониторингу развития молодежного проектирования» и привлечению грантов Росмолодежи — в прошлом году на свои проекты нижегородцы в возрасте от 14 до 35 лет привлекли 117 млн руб. В России регион занял третье место после Москвы и Санкт-Петербурга, поднявшись с восьмого по реализации молодежной политики, доложила Светлана Ануфриева.
Послушав доклад, председатель транспортного комитета Владимир Солдатенков отметил, что министерство, похоже, оценивает свою эффективность по количеству запущенных проектов.
«Очень приятно, что много грантов получили, но как у нас обстоят дела с рождаемостью в возрасте до 35 лет? Что с разводами, с молодежной преступностью? Хочется также понимать, сколько выпускников нашего медицинского и педагогического вузов доходит до рабочих мест? Какой процент молодежи среди добровольцев участвует в СВО?» — спросил депутат.
Светлана Ануфриева смогла рассказать только о количестве заключенных браков и молодых правонарушителей, состоящих на учете в полиции.
«По остальным вопросам мы статистики не ведем, они входят в компетенцию других органов власти», — добавила молодежный министр. Председатель бюджетного комитета Александр Шаронов добавил, что у министерства должны появиться определенные показатели работы с молодежью и среди них точно должна быть миграция. «Я могу предположить, что из тех, кто оканчивает школы, треть уезжает из Нижнего Новгорода. Из районов области молодые люди, наоборот, едут в город, а городские выпускники мигрируют в Москву и Санкт-Петербург. Что делается для того, чтобы они оставались здесь, тоже бы хотелось видеть в критериях вашей работы», — добавил депутат Шаронов. Его коллега Антон Ананьин спросил, какой сейчас у молодых девиз, с какими словами власть «направляет их на подвиги».
Министр ответила, что в «Движении Первых» дети сами выбрали девиз «Быть с Россией, быть первым!». «Мы молодежи говорим: “Ошибаться не страшно, а действовать — сейчас самое время”», — рассказала Светлана Ануфриева, упомянув и областной лозунг «У нас все по-настоящему!».
Единоросс посетовал, что не знает, когда эти хорошие слова дойдут до сердец молодых: они должны понять, что в их руках их жизнь и будущее страны.
Роман Кабешев из фракции КПРФ спросил Ольгу Ануфриеву, какие вызовы стоят перед ней в работе с молодежью. Она рассказала, что главное сейчас — наладить межведомственное взаимодействие и создать «единую экосистему специалистов», так как в муниципалитетах с молодежью работают всего 135 человек в разных отделах, и у них большая текучка. «Сложно говорить, что молодежь ставит себе какие-то вызовы. Они хотят самореализоваться и найти хорошую работу. Но сейчас пришло такое поколение, которое при первых трудностях на рабочем месте может написать заявление об уходе, и пойти искать другие более комфортные условия», — добавила Светлана Ануфриева.
Впрочем, коммуниста ответ не очень устроил: по его мнению, вместо задач по воспитанию молодежи ему рассказали о проблемах бюрократического аппарата. Депутаты попросили в дальнейшей работе учесть их замечания, а спикер Евгений Люлин заступился за министерство, заметив, что оно «активно работает по всем направлениям, пусть пока и не совсем системно».
На этом же заседании депутаты рассмотрели молодежную инициативу о борьбе с борщевиком. Два созыва молодежного парламента долго работали над этим законопроектом, предложив ввести штрафы для тех, кто не уничтожает борщевик на своих земельных участках, а также наделить областное правительство полномочиями разрабатывать программы по борьбе с вредным растением.
«Откуда у молодых людей эти идеи вообще возникают? Что-нибудь созидательное бы придумали… Нет, давайте будем штрафовать бабушек, у которых этот борщевик на участке вырос», — возмутился депутат Дмитрий Малухин. Александр Шаронов отметил, что борщевик растет в основном вдоль дорог, и вопрос больше в том, как заставить дорожников и органы МСУ его искоренять.
Заместитель губернатора Егор Поляков сообщил, что формулировки закона дают правительству право, а не обязанность бороться с борщевиком. Председатель аграрного комитета Игорь Тюрин доказывал, что для координации этой борьбы нужен «единый орган» под контролем заместителя губернатора, как минимум.
Спикер Евгений Люлин резюмировал, что пока бюджетные деньги на борьбу с борщевиком тратятся бестолково. По его напутствию депутаты приняли молодежный законопроект в первом чтении, чтобы затем его доработать.
При этом в кулуарах один из депутатов удивился, почему молодежь вообще занялась вопросами борьбы с инвазивными растениями. «Вы себя в 19–20 лет помните? Вас в этом возрасте борщевик интересовал?» — спросил он.
Впрочем, по словам некоторых чиновников, законопроект помогали писать в аграрном комитете, и внесли его через молодежный парламент именно для того, чтобы исполнительной власти было труднее отклонить инициативу нового поколения.