Катком пройдут местные

Две воронежские компании отремонтируют дороги области на 7 млрд рублей

По итогам шести торгов на ремонт дорог в 12 районах Воронежской области контракты выиграли местные ООО «Россошанское дорожное ремонтно-строительное управление №1» (РДРСУ) и ООО «СМУ-90» на общую сумму 3,5 млрд руб. С учетом ранее выигранных конкурсов им достались подряды на 7,1 млрд. Один контракт — у столичного ООО «Дорожное строительство и ремонт». Летние торги пытались обжаловать новгородская и симферопольская компании, заявившие о нарушении условий конкуренции. Однако ФАС признала все жалобы необоснованными. Эксперт считает, что стоимость ремонта дорог растет под влиянием инфляции и «ограниченной конкуренции» вследствие высоких требований заказчиков перед исполнителями.

В 2024 году два воронежских дорожника поделили 7 млрд рублей на ремонт по госконтрактам

Фото: Игорь Елисеев, Коммерсантъ

Министерство дорожной деятельности Воронежской области 29 августа заключило последние контракты по итогам шести торгов на ремонт дорог в 12 районах региона.

Победителем четырех торгов стало местное РДРСУ №1. Общая сумма контрактов составила 2,29 млрд руб. В рамках 10-й, 13-й, 14-й и 15-й очередей компания должна будет отремонтировать дороги в Бутурлиновском, Россошанском, Бобровском, Лискинском и Репьевском районах. Всего в двух конкурсах было по четыре участника, еще в двух — по три. После начала спецоперации названия проигравших компаний не раскрываются. Никто из участников не стал снижать начальную цену в 605,4 млн, 647,9 млн, 643,8 млн и 483,7 млн руб. соответственно.

Как следует из протоколов определения поставщика, РДРСУ победило из-за высокой квалификации и обеспеченности финансовыми, трудовыми и материальными ресурсами, а также за счет опыта работы по аналогичным контрактам. Работы предстоит выполнить к 2025 году: по 10-й очереди — до 15 августа, по 13-й — до 29 июля, по 14-й — до 22 июля, по 15-й — до 19 июля. Гарантия составит от двух до шести лет в зависимости от объекта.

Еще два контракта на 1,3 млрд руб. по 11-й и 12-й очередям выиграло воронежское ООО «СМУ-90». На подряды в первом случае претендовали четыре компании, во втором — три. Все они также не снижали начальную цену в 605,4 млн и 694,8 млн руб. соответственно.

СМУ-90, которое также оказалось лучше за счет квалификации, наличия ресурсов и опыта работы, предстоит отремонтировать дороги в Рамонском, Семилукском, Аннинском и Таловском районах. Сроки выполнения работ — 15 и 22 июля 2025 года. Гарантия на объекты составит от двух до шести лет.

Итоги всех торгов пыталось обжаловать ООО «Ювес-плюс» из Великого Новгорода. Компания сочла, что заказчик за счет неправомерного объединения работ по ремонту дорог ограничивает число потенциальных участников и нарушает обеспечение конкуренции. Результаты конкурса на 14-ю очередь также оспаривало ООО «Альт-эра» из Симферополя, посчитав неправомерной оценку заказчика по критерию наличия финансовых и материальных ресурсов. Воронежское управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) признало все жалобы необоснованными.

По данным Rusprofile, ООО «РДРСУ №1» зарегистрировано в Россоши Воронежской области в 2000 году. Уставный капитал — 1,7 млн руб. Доли в компании принадлежат директору Валерию (96,74%) и Елене (3,26%) Ярошевым. Выручка в 2023 году составила 6,3 млрд руб., чистая прибыль — 227 млн. С 2010 года компания заключила 745 госконтрактов на 29,3 млрд руб.

ООО «СМУ-90» зарегистрировано в Воронеже в 2008 году. Уставный капитал — 10 тыс. руб. Доли принадлежат Вардану (90%) и Айку (10%) Агаронянам. В 2023 году выручка составила 4,7 млрд руб., чистая прибыль — 2 млн руб. Директор — Александр Сотников. С 2011 года компания заключила 239 госконтрактов на 29,4 млрд руб.

Всего с начала года РДРСУ выиграло 4 млрд руб. по контрактам на ремонт воронежских дорог. В марте компания получила подряд на 392 млн руб., а в июле ей достались еще несколько контрактов на 1,4 млрд. У СМУ-90 в 2024 году — 3,1 млрд руб., из них 507,6 млн в марте и 1,3 млрд руб. в июле. Кроме воронежских компаний июльский контракт на 160,9 млн руб. достался столичному ООО «Дорожное строительство и ремонт» Романа Деева.

Управляющий партнер IPM Consulting Вадим Тедеев среди очевидных причин постоянного удорожания ремонта дорог назвал «негативное влияние инфляции», которое провоцирует рост цен на технику, стройматериалы и услуги подрядчиков. «Не менее значимый фактор — ограниченная конкуренция. На большинстве региональных рынков услуг по строительству и обслуживанию дорог действует в лучшем случае два-три крупных игрока, на которых приходится до 90% заключаемых контрактов. Прочие компании чаще всего выступают в роли подрядных и субподрядных организаций»,— пояснил он. Эксперт подчеркнул, что заказчик часто устанавливает очень высокие требования к исполнителю, чаще всего касающиеся наличия соответствующего опыта выполнения аналогичных работ, квалифицированных инженерных кадров и спецтехники: «Так создаются условия ограниченной конкуренции за контракты, а чем меньше число претендующих на его заключение участников, тем выше цена их услуг».

Господин Тедеев добавил, что применение технологий, которые бы снизили стоимость ремонта, «требует еще больших затрат».

«Менее половины российских дорог созданы с использованием современных технологий. Около 254 тыс. км дорог этим стандартам не отвечают, и никакой текущий “заплаточный” ремонт им не поможет, их надо перекладывать с нуля. Повышение требований к качеству дорог привело к тому, что региональным властям приходится сокращать количество контрактов в угоду роста их стоимости, то есть дороги становятся лучше, но протяженность хороших дорог растет медленнее»,— пояснил эксперт.

Егор Якимов

Вся лента