Настоящий «король-солнце»
История Ги Лалиберте: от странствий по дорогам Европы до создания Cirque du Soleil
2 сентября исполняется 65 лет Ги Лалиберте, создателю знаменитого Cirque du Soleil, миллиардеру и космонавту. «Ъ» рассказывает о жизненном пути этого человека, единолично вдохнувшего новую жизнь в цирковое искусство и включенного за это в список 100 самых влиятельных людей планеты.
«В каждой толпе есть потенциал»,— любил говорить Финеас Тэйлор Барнум, американский цирковой импресарио середины XIX века. Потенциал, понятно, финансовый. Барнум в свое время доказал, что можно разбогатеть, имея лишь цирковой шатер, несколько бородатых женщин, бойкого коверного, загадочно выглядящего иллюзиониста и некоторое количество смельчаков, готовых ходить по канату, глотать огонь или скакать, стоя на лошадях.
Наследником Барнума в XX веке стал канадец Ги Лалиберте, достойный места во всемирной истории хотя бы за то, что он, похоже, первый огнеглотатель и мастер ходить на ходулях, который стал миллиардером. Хотя, как говорится, ничто не предвещало.
Смех и радость он приносит людям
Ги Лалиберте родился 2 сентября 1959 года в Квебеке, франкоязычной провинции Канады. К цирку его семья имела такое же отношение, как подавляющее большинство населения не только Канады, но и всего мира. Она в цирке бывала. Не очень часто.
Семья не бедствовала, но и не роскошествовала. Отец был известным в Квебек-Сити пиарщиком, работал на одну из самых известных и важных компаний Канады — алюминиевую Alcan. Мать работала медсестрой.
Ги довольно рано начал заниматься тем, что очень похоже на то, чем обычно занимаются продюсеры и импресарио. Он организовывал разного рода школьные мероприятия. А в 16 лет отец свозил его в США посмотреть выступление, кажется, самой известной на тот момент цирковой труппы Северной Америки Ringling Bros. and Barnum & Bailey Circus — гордо ведущей свою историю с 1871 года, от самого Ф. Т. Барнума.
Юный Ги был потрясен. Он купил и запоем прочел биографию самого Барнума, а через два года, накопив на билет в Европу, отправился в Старый Свет.
В Европе он вел жизнь бродячего музыканта, зарабатывая на пропитание игрой на аккордеоне на городских улицах. А еще он познакомился с циркачами, прибился к одной из трупп на какое-то время и даже научился трюкам с огнем и хождению на ходулях.
Да, он шут, он циркач
В Европе он таким образом прожил два года, а вернувшись в 1979 году в Канаду, поначалу чуть было не зажил обычной жизнью. Устроился даже рабочим на гидроэлектростанцию. Вскоре после начала работы в компании началась забастовка. Молодой Ги не присоединился к борьбе коллег, а уволился. И через несколько недель уже числился в цирковой труппе, которой в городке Бэ-Сент-Поль руководил Жиль Сент-Круа, будущий партнер Ги по цирковому бизнесу.
Поначалу Ги участвовал в представлениях, но вскоре стало понятно, что ему больше нравится заниматься организацией выступлений, а не участвовать в них. И это, как оказалось, у него получалось куда лучше, чем глотать огонь.
Уже в 1982 году он организовал в Бэ-Сент-Поле международный фестиваль уличных артистов — не только цирковых, но и музыкантов, «живых фигур», кукольных театров и так далее. Потом были и другие фестивали, организованные им. А уже через два года Ги и Жиль подали заявку на грант правительства Квебека на организацию циркового проекта в честь 450-летия открытия Канады (точнее, Квебека) французским мореплавателем Жаком Картье.
Когда теперь его спрашивают, как он решился на такое, он смеется. «Мы добились успеха только благодаря смелости и самонадеянности, свойственной молодости»,— отвечает он.
Авантюризм Лалиберте окупился. Его команда получила и провинциальный грант, и кредит (с минимальными процентами) от одного из крупнейших банков Квебека. Так был создан Cirque du Soleil — «Цирк Солнца».
Поначалу это был единоразовый проект. Но крайне амбициозный. В основе его была концепция «нового цирка», придуманная еще в 1970-х годах в Европе. По сути, это была удивительная смесь цирка и театра — с акробатами, жонглерами, клоунами и, что самое важное, с очевидной драматургией, сюжетом.
Чего в «Цирке Солнца» (как, впрочем, и прочих труппах «нового цирка») не было, так это животных. Причем не только из-за модных в то время идей борьбы за права животных, но и по вполне меркантильным соображениям.
Содержание животных стоило значительных денег, животные не были чем-то, что особенно привлекало зрителей, а представления, точнее, спектакли Cirque Du Soleil вполне обходились и без них. Короче, чистая экономия, помноженная на благосклонность политически корректной части публики.
А еще не было слов, как не было и клоунов. Лалиберте, похоже, сразу думал о международной экспансии, а слова и юмор — это серьезный удар по космополитизму проекта.
И рукоплещет восхищенный зал
Первое представление Cirque Du Soleil, как вспоминают очевидцы, провалилось. Во всех смыслах. Большая часть представления публику никак не вдохновила, и оживление в зале случилось только в самом финале, когда наземь рухнул шатер, в котором проходило шоу.
Неудача не остановила Лалиберте, он был уверен, что все делает правильно. И как показало время, прав был он, а не первые зрители.
Сейчас его называют настоящим инноватором в том, что касается циркового искусства. Он сумел осовременить жанр, сделать его родным для аудитории, которой уже успела наскучить цирковая классика и которая была развращена — в хорошем смысле этого слова — голливудскими блокбастерами, концертами на стадионах и т. д.
Все это в той или иной степени присутствовало в шоу Cirque Du Soleil с живой музыкой и удивительными костюмами. Кстати, в то же самое время был отмечен всплеск интереса публики к китайскому акробатическому цирку, и Лалиберте, разумеется, принял это во внимание.
Cirque Du Soleil начал колесить по миру, превратившись в громадную компанию. Часть труппы колесит по планете, часть выступает на постоянных площадках, в том числе в избалованном шоу Лас-Вегасе. В какой-то момент времени компания Лалиберте продавала 11 млн билетов по всему миру, что было больше суммарных годовых продаж всех бродвейских шоу. Оборот компании составлял сотни миллионов долларов, а в 2012 году — и целый миллиард.
В 2004 году журнал Time включил Ги Лалиберте в список 100 самых влиятельных людей мира именно за то, что он не только сумел вдохнуть новую жизнь в постепенно умиравший цирковой жанр, но и стал законодателем моды в этой сфере. «Каждая цирковая труппа в мире, которую я видел, в той или иной степени несет печать влияния Cirque Du Soleil»,— говорит Эрнест Альбрехт, признанный американский эксперт и автор книги «Новый американский цирк». И вряд ли это преувеличение.
Я на ракете в небо уйду
Многие люди, лично знающие Ги Лалиберте, говорят, что Cirque Du Soleil, кроме прочего, еще и отражение личности его основателя. Он обожает всевозможные тусовки и часто сам их организует. Он очень любит жизнь — пятеро детей от трех браков тому доказательство.
Он лишен ложной скромности и, кажется, упивается своим богатством, которое заработал сам.
По данным на прошлый четверг, его состояние равнялось $1,8 млрд. Совсем не плохо для человека, чье резюме начинается с игры на аккордеоне на городских улицах.
У него несколько резиденций по всему миру, и он с удовольствием переезжает из одной в другую в течение года. Естественно, у него есть яхта, и конечно, он собирает суперкары. А еще он счастливый владелец атолла Нукутепипи.
В интервью Le Journal de Montreal Лалиберте объяснял, что у покупки есть и вполне прагматическая составляющая: «Из-за всего, что происходит сейчас в мире, я решил для себя, что должно быть место, куда в случае эпидемии или глобальной войны я смогу перевезти людей, которые мне дороги, и мою семью… (Это место.— “Ъ”) будет полностью автономным в том, что касается солнечной энергетики, экологии, всего такого».
А еще Ги Лалиберте — большой фанат покера и в свое время стал знаменит и на этом поприще, участвуя и организуя самые роскошные и самые дорогие турниры по этой игре.
Впрочем, кажется, его самое главное нецирковое достижение — полет в космос. Он совершил его в 2009 году, отправившись на Международную космическую станцию на борту российского корабля «Союз ТМА-16» и вернувшись с орбиты на «Союзе ТМА-14». За полет, в ходе которого он организовал и подкаст с представлениями в 14 городах на 5 континентах, Лалиберте заплатил более $35 млн. Во время полета, стоит упомянуть, Лалиберте носил красный клоунский нос.
Личные достижения последних лет, впрочем, не отменяют проблем в бизнесе. С середины 2000-х годов Лалиберте сделал несколько серьезных ошибок. Провалом, например, обернулась его попытка вывести Cirque du Soleil на Бродвей. Люди, с удовольствием ходившие на его цирковые представления, совершенно не приняли переноса цирка на театральные подмостки.
Но Лалиберте не потерял способности правильно выбирать время для тех или иных действий. Точно так же, как в 1984 году он правильно определил время для начала своего циркового проекта, в 2015 году он верно определил время для своего ухода из него. Вместе с партнерами он продал большую часть акций Cirque Du Soleil международным инвесторам во главе с инвесткомпанией TPG. Сделка была оценена в $1,5 млрд. В феврале 2020 года он продал остававшиеся у него 10% акций. Занавес над участием Ги Лалиберте в Cirque Du Soleil был опущен.
Это, разумеется, вовсе не значит, что Ги Лалиберте ушел на пенсию. Он руководит компанией Lune Rouge («Красная луна»), которая занимается инвестициями в разнообразные проекты, связанные с технологиями, искусством и индустрией развлечений. И делает это вполне серьезно.
Финеас Тейлор Барнум был шарлатаном и любителем разного рода фокусов и подстав. Ги Лалиберте в этом смысле совершенно не похож на человека, которого выбрал в детстве своим кумиром. «Мы продавцы счастья. Мы даем людям возможность мечтать по-детски»,— говорит он.