Казахстан взял паузу
Почему банки в стране ограничили переводы через «Золотую корону»
Несколько крупных банков Казахстана перестали принимать переводы через «Золотую корону». «По техническим причинам» сервис не работает у HalykBank, Евразийского банка и RBK. А 28 августа переводы через российскую «Золотую корону» отключил Freedom Bank. На днях аналогичные сложности возникли и у некоторых грузинских организаций. Правда, позже в местной Ассоциации банков сообщили, что восстановили работу российского сервиса. Поступят ли так же в Казахстане? Разбирался Владислав Викторов.
Всего через день после того, как «Центр финансовых технологий» попал под американские санкции, грузинский Bank Of Georgia сообщил о неких «технических проблемах», из-за которых переводы через «Золотую корону» шли с задержками. 24 августа нельзя было получить и наличные через партнерский грузинский сервис. И стало очевидно, что это следствие санкций — «Центр финансовых технологий» разрабатывал программное обеспечение для «Золотой короны». Правда, уже 27-го числа «технические проблемы» решились, заявили в Ассоциации банков Грузии. Но затем эти же сложности появились у казахских организаций.
Эксперт финансового рынка Андрей Бархота полагает, что в этом случае быстрого решения может и не найтись: «Казахстан гораздо более развит и в экономическом смысле, и емкость финансового сектора там тоже значительно более глубокая. Из-за этого есть более тесное взаимодействие с финансовыми институтами США и Европы. Таким образом цена работы с российскими платежными системами и кредитными организациями достаточно высокая. В Грузии же, наоборот. Там, конечно, есть вещи, связанные с рисками вторичных санкций, но из-за того, что интегрированность страны в европейскую финансовую систему откровенно мизерная, таковые можно и не отмечать вовсе».
Сама «Золотая корона» в санкционных списках не числится. По данным РБК, оператором сервиса выступает РНКО «Платежный центр». В свою очередь, эта структура на 100% принадлежит «ЦФТ-Сервис», однако под санкции попала именно группа «Центр финансовых технологий». Поэтому партнер адвокатского бюро NSP Илья Рачков не исключает, что опасения казахских банков оказаться под вторичными санкциями могут быть напрасны:
«Я не считаю, что риски есть, потому что здесь действует правило контроля. То есть если некий человек, включенный в SDN-список, владеет более 50% какой-то компании, то считается, что у него есть контроль. В этом случае американским лицам запрещено заключать сделки не только с этим гражданином, но и с его подконтрольной структурой.
Может быть, если так непонятно описано это юрлицо, то действительно казахские банки пребывают в замешательстве и хотят разобраться в том, против какого из этих двух центров направлены санкции. В этом смысле их можно только похвалить за осторожность».
В казахском Freedom Bank уточнили, что ждут дополнительной информации от партнера для проведения проверки, по ее итогам будет принято решение о дальнейших шагах. Еще три организации деталей не раскрывают. Однако экономический эксперт Семен Новопрудский не исключает, что банки могут пересмотреть свою позицию по работе с «Золотой короной»: «Казахстан в большей степени опасается рисков, потому что он больше заметен, в том числе и как активный партнер Китая.
Но это не значит, что, например, местные банки тоже не восстановят переводы через "Золотую корону", если увидят, что такой угрозы не существует. Может быть, мы увидим какие-то изменения.
При этом Грузия тоже может передумать и вернуть ограничения, особенно после парламентских выборов. Их результаты тоже могут повлиять на ситуацию».
После начала боевых действий на Украине «Золотая корона», некогда популярная исключительно у трудовых мигрантов, стала одним из основных каналов переводов денег за рубеж для простых россиян. И эксперты полагают, что еще как минимум несколько месяцев может потребоваться на то, чтобы понять, стоит ли искать новые способы переводов.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".