Первое интервью комом
Камала Харрис не оправдала всех ожиданий демократов
Вице-президент США Камала Харрис дала первое полноценное интервью после официального утверждения в роли кандидатки на высший государственный пост. Выступление в эфире CNN должно было стать программным и закрепить рост ее рейтингов. Однако ожидания не оправдались. Интервью оказалось коротким и сильно отредактированным. При этом госпожа Харрис не продемонстрировала новых подходов, была поймана на передергивании и уходила от неудобных вопросов. В лагере республиканцев в связи с этим укрепились в точке зрения, что их кандидат Дональд Трамп способен победить конкурентку на дебатах 10 сентября и, как следствие, вернуть себе лидерство в опросах.
В четверг поздно вечером состоялось первое программное интервью Камалы Харрис. До этого она столкнулась с критикой за то, что мало общается с журналистами, ограничиваясь прочтением речей с телесуфлеров на предвыборных митингах. В итоге политик поддалась давлению общественности и приняла решение дать интервью либеральному и крайне дружественному телеканалу CNN — правда, не одна, а с кандидатом в вице-президенты Тимом Уолзом.
Интервью не транслировалось в прямом эфире, а шло в записи в прайм-тайм в девять вечера по Вашингтону. Одна из главных звезд CNN Дейна Баш записала его в тот же день в ключевом с точки зрения предвыборных раскладов штате — Джорджии.
Примечательно, что Дейна Баш уже в прошлом проводила несколько интервью с Камалой Харрис. Она была и одним из модераторов скандально известных июньских президентских дебатов между нынешним главой Белого дома Джо Байденом и бывшим президентом Дональдом Трампом. Неудачное выступление господина Байдена тогда спровоцировало широкие дискуссии в Демократической партии, которые и привели к его решению выйти из гонки.
Ожидания от интервью с Камалой Харрис в результате оказались слишком завышенными.
Во-первых, формат, который выбрал CNN, оказался несколько неожиданным: это было не полноценное программное интервью, а часовое шоу со вставками со встреч с избирателями, отдельными комментариями Дейны Баш, перерывами на рекламу. Ответы госпожи Харрис заняли суммарно не более 20 минут.
Во-вторых, интервью кандидатки проходило не один на один с журналистом, а (по выражению республиканцев) с «эмоциональной поддержкой» от кандидата в вице-президенты Тима Уолза. Политический комментатор CNN, консерватор Скотт Дженнинг заявил, что интервью было подано «под слабым соусом». Он раскритиковал вице-президента за решение появиться с напарником, будто в ней «недостаточно уверены, чтобы позволить самой» отвечать на вопросы.
Ответы госпожи Харрис были предсказуемыми. Складывалось ощущение, что многие из них она позаимствовала из своей речи на съезде демократов неделей ранее. Когда же вопросы выходили за эти рамки, то политик уходила от темы.
Например, когда Камалу Харрис спросили, что она первым делом сделает, став президентом, то она заявила, что «укрепит средний класс» и создаст «экономику возможностей» (именно на этом делался упор в речи на партийном съезде). Попытки Дейны Баш добиться от кандидатки уточнений ни к чему не привели.
Наибольшее внимание в ходе интервью демократка уделяла вопросам внутренней повестки — например, ситуации на границе с Мексикой. Она пообещала в случае победы сделать все возможное, чтобы двухпартийная сделка по иммиграции, которую некогда отверг Дональд Трамп, легла ей на стол на подпись. По этому вопросу госпожа Харрис продемонстрировала более мягкий подход, чем ранее. Так, в 2018 году, будучи сенатором, она сравнивала американских пограничников, якобы запугивающих мигрантов, с членами Ку-Клукс-Клана. На этот раз госпожа Харрис заявила, что планирует укрепить границу и наказывать тех, кто незаконно ее пересекает. На вопрос ведущей, что же ей мешает это начать делать прямо сейчас, прямого ответа не было.
Камала Харрис уже не столь категорична и по другому вопросу — насчет добычи сланцевой нефти. Если раньше она настаивала на полной остановке добычи с помощью фракинга, то теперь заявляет, что можно осуществить более плавный и растянутый во времени переход к «чистой» энергетике. Она добавила, что уже много лет придерживается этой позиции. Журналисты CNN проверили ее более ранние выступления и подтверждения этому не нашли.
На обсуждение внешней политики времени было мало. В ответ на вопрос, не стоит ли ограничить поставки летального оружия Израилю, кандидатка лишь заявила, что поддерживает еврейское государство в вопросе защиты своего населения, но и за палестинцев тоже очень переживает. «Я говорила тогда (в октябре прошлого года.— “Ъ”), я говорю это сегодня: Израиль имел право, имеет право защищать себя. Но вопрос, как он это делает, имеет значение. Слишком много невинных палестинцев было убито, и мы должны заключить сделку»,— заявила она, в очередной раз ускользнув от прямого ответа.
Тема украинского конфликта в интервью не поднималась.
Цитируя Дональда Трампа, интервью оказалось дежурным и крайне скучным. «Камала говорила чуть более 16 минут и даже не затронула проблему кризиса преступности в этой стране. Она потратила всего 3 минуты и 25 секунд на разговор об экономике и 2 минуты и 36 секунд на разговор об иммиграции»,— саркастически прокомментировал выступление конкурентки господин Трамп в своей соцсети Truth.
Бывший президент, который пытается отыграть у демократки набранные очки, в этот вечер был в Вайоминге на встрече с избирателями. Вела это мероприятие, к слову, бывшая демократка и экс-конкурентка Камалы Харрис на выборах-2020 Тулси Габбард. Как ранее стало известно, она, помимо прочего, готовит господина Трампа к дебатам с Камалой Харрис, которые пройдут 10 сентября на ABC News.
В целом интервью госпожи Харрис нельзя назвать полным провалом, но и успешным его точно не назовешь. Комментатор консервативного Fox News Джо Конча заверил: перед дебатами Камала Харрис вряд ли решится на еще одно интервью, а сама встреча с Дональдом Трампом, «если он будет дисциплинированным и готовым, как 27 июня на дебатах против Байдена», станет «началом конца кандидатуры Камалы Харрис».
Впрочем, демократы никакой трагедии не увидели. Общее мнение выразил бывший сотрудник администрации Барака Обамы Дэвид Аксельрод, заявивший в эфире CNN: «Я не думаю, что она (Камала Харрис.— “Ъ”) продвинулась слишком далеко вперед, но она и не отошла назад».