Трезвый сосед барного Петербурга

С 1 сентября в Ленобласти вступает в силу закон, ограничивающий продажу алкоголя в барах

Сегодня, 1 сентября, в Ленинградской области вступил в силу закон, регламентирующий реализацию алкоголя в заведениях общественного питания, расположенных в многоквартирных домах. Документ вводит ограничения на продажу спиртных напитков с 23:00 до 09:00. Подобный закон должен быть принят и в Санкт-Петербурге. Владельцы питейных заведений уверены: новые запреты разрушат барный бизнес в городе и области.

При соблюдении всех требований продажа алкоголя в кафе разрешена с 9:00 до 2:00 ночи

Фото: Александр Чиженок, Коммерсантъ

Изменения в закон, регламентирующий реализацию алкоголя в регионе, депутаты областного парламента приняли в конце апреля. Поправками установили запрет на продажу спиртного в заведениях общественного питания расположенных в многоквартирных домах и на прилегающих к ним территориях.

Вносить изменения в региональный закон стало возможно после принятия поправок в федеральный. Госдума одобрила изменения в 171-ФЗ о регулировании реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции 1 февраля. Изначально запрет был направлен на борьбу с «наливайками» — заведениями, которые имеют лицензию не только магазина, но и бара и продают алкоголь в ночное время. 1 апреля, документ вступил в силу. Теперь субъекты РФ могут самостоятельно регламентировать временные рамки для продажи алкоголя в точках общепита (во всех, кроме ресторанов.— «Ъ-СПб»), работающих в домах и на прилегающих территориях. А также устанавливать, что продажа пива, сидра, пуаре и других пивных напитков на розлив допускается только в ресторанах, барах, кафе и буфетах.

В пресс-службе областного правительства объясняют, что принятию закона «предшествовали многочисленные жалобы ленинградцев» на шум, грязь и некультурное поведение посетителей заведений, которые днем торгуют в розницу, а ночью — на розлив. «Теперь до 09:00 и после 23:00 продажа алкоголя, включая пиво, в барах и буфетах, расположенных в многоквартирных домах, будет запрещена»,— сообщают в официальном Telegram-канале пресс-службы администрации 47-го региона.

Ограничения, впрочем, коснутся не всех: так, временные запреты не будут распространяться на точки общепита в туристических локациях. Послабления также сделаны для кафе при условии, если они отвечают требованиям ГОСТ, имеют лицензию на торговлю спиртным, штат официантов и не менее 20 посадочных мест. При соблюдении всех требований продажа алкоголя в кафе разрешена с 09:00 до 02:00.

Депутаты Ленобласти внесли поправки в местный закон сразу в трех чтениях спустя всего три недели после вступления в силу федерального. На этом фоне работа над аналогичным правовым актом в Петербурге подзатянулась. В Заксобрании города еще в феврале была создана рабочая группа для разработки будущего закона. В Белом зале Мариинского дворца не раз собирались все заинтересованные лица: депутаты, представители Смольного, владельцы баров и жители города, чтобы обсудить нововведения.

На одном из последних заседаний рабочая группа определила критерии, которые позволят отделить «ресторан» от другого общепита. У «ресторана» должны быть отдельный вход с улицы, зал обслуживания, кухня, не менее пяти сотрудников в штате, отдельные туалетные комнаты для персонала и посетителей.

Однако основной спор развернулся вокруг временных ограничений. Предложения в ЗакСе звучали разные: например, запретить продажу алкоголя с 24:00 до 08:00 в рабочие дни и с 03:00 до 07:00 в выходные и праздничные. Сделать исключения для «территорий, имеющих туристическую привлекательность», а также ввести переходный период на один год с временным ограничением с 03:00 до 07:00. Жители и правоохранители предлагали и более радикальные ограничения с 22:00 до 11:00 (в это же время запрещена продажа алкоголя в розничных магазинах.— «Ъ-СПб»).

Прийти к компромиссу по времени пока не удалось: позиция представителей бизнеса, которые опасаются, что запреты приведут к закрытию баров, никак не совпадает с мнением активных жителей города, которые жалуются на громких пьяных посетителей подобных заведений под окнами.


«В принципе, мы все вопросы обсудили, нам осталось определиться с временным ограничениями. Это последний и самый спорный вопрос. Единого подхода, который бы поддерживали предприниматели, жители и правоохранители, пока нет»,— рассказал «Ъ-СПб руководитель рабочей группы депутат городского парламента Денис Четырбок («Единая Россия»). Впрочем, по мнению парламентария, спешить с принятием поправок в закон не нужно. Господин Четырбок отметил, что ФЗ дает право регионам устанавливать временные рамки и не обязывает принимать их в определенный срок.

Вместе с тем Госдума во время принятия закона просила регионы отчитаться по новым правилам до 1 октября 2024 года.

Представители барного бизнеса выступают против новых ограничений и полагают, что проблемы, на которые жалуются жители и о которых изначально говорилось в Госдуме, решены не будут.

Владелец бара «Бакунин» и основатель движения «Союз независимых рестораторов Санкт-Петербурга» Александр Романенко уверен, что введение любых временных рамок приведет к закрытию десятка баров и других питейных заведений, к расцвету нелегальной торговли алкоголем, но не избавит петербуржцев от шумных компаний под окнами жилых домов. Господин Романенко также полагает, что заведения, которые нарушают нынешние законы продажи алкоголя, следовать новым правилам не будут.

«Если мы должны прекратить продавать алкоголь в 23:00, это значит, что в 21:00 к нам посетители уже не придут. Люди выпивают минимум три часа,— делится Александр Романенко.— Алкоголь составляет от 35 до 75% выручки заведений. Если их вырвать из оборота предприятия, то оно рухнет. Большое количество заведений общепита, следовательно, закроется. И это повлияет на поставщиков на сотрудников: люди потеряют работу».

Совладелец винного бара Zazazu Анастасия Решетникова полагает, что нововведения вынудят владельцев некоторых заведений «переименоваться в ресторан» и внести изменения в концепцию, чтобы соответствовать его критериям.


«Это пока единственный выход с минимальными затратами. Но на такой шаг пойдут заведения, у которых есть кухня. А есть бары, у которых в меню только легкие закуски и нет кухни. Для них это будет мощный удар: они технически не смогут перестроиться в ресторан. Таким образом, закон убьет барную культуру»,— рассуждает госпожа Решетникова.

Господин Романенко считает, что трансформация бара в ресторан потребует серьезных вложений: «Надо оснастить кухню, нанять персонал и так далее. Нужно, наверное, вложить минимум годовую прибыль заведения».

«Думаю, принятием закона они хотят "убить" магазины, которые работают 24 часа и продают алкоголь после 22:00, называясь баром. Вот с этим они борются на самом деле, а не с барной индустрией. В итоге тех не поборют, а убьют концепцию настоящих баров. Те, скорее всего, так и будут нарушать, а бары будут выкручиваться»,— заключает госпожа Решетникова.

Надежда Ярмула

Вся лента