Швейцария снимается с нейтралки
В Берне планируют теснее сотрудничать с НАТО и ЕС в сфере обороны
Традиционный швейцарский нейтралитет, которого страна придерживалась с 1515 года, вновь стал предметом серьезных дискуссий в стране. Повод задуматься о пересмотре основополагающих устоев жизни государства дал недавний доклад экспертов, рекомендовавший властям работать над «общим оборонным потенциалом» с ЕС и НАТО. Как ожидается, эта рекомендация ляжет в основу стратегии безопасности Швейцарии на 2025 год. Левые политические силы и правоконсервативная Швейцарская народная партия (SVP) встретили эту идею в штыки, но большинство жителей страны, согласно опросам, не имеют ничего против расширения сотрудничества с НАТО. В России между тем перестали считать Швейцарию нейтральной страной практически сразу после начала конфликта на Украине.
Нейтралитет не препятствие
Заказ разработать политику безопасности, адаптированную к современным угрозам, поступил группе экспертов от Минобороны Швейцарии еще в июле прошлого года. И судя по тому, что работа заняла столько времени, эксперты, в числе которых были дипломаты, высокопоставленные чиновники, бывший командующий швейцарской армией и экс-директор Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер, подошли к своей работе весьма основательно.
В итоговом докладе, представленном в конце прошлой недели министру обороны и безопасности Швейцарии Виоле Амхерд, которая также является президентом конфедерации в 2024 году, оказалось около ста рекомендаций, затрагивающих вопросы нейтралитета Швейцарии, международного сотрудничества и сферы вооружений, которые, как ожидается, лягут в основу стратегии безопасности Швейцарии на 2025 год.
Главным из этого обширного списка стал тезис о том, что Берну стоит работать над «общим оборонным потенциалом» с ЕС и НАТО.
Эксперты не стали предлагать Швейцарии полностью отказаться от нейтралитета и вступить в НАТО по примеру Швеции и Финляндии, однако призвали к более тесным связям с НАТО и ЕС в области защиты от баллистических ракет и за счет двусторонних и многосторонних учений.
«Нейтралитет не является препятствием для сотрудничества с НАТО в вопросах политики безопасности»,— отмечается в докладе, авторы которого также считают, что «Швейцария не может представлять собой пробел в безопасности Европы», а ее расположение в окружении стран ЕС делает необходимость оборонного сотрудничества «очевидной».
Кроме того, авторы указывают на целесообразность повысить военные расходы страны до 1% ВВП к 2030 году. В настоящее время Швейцария тратит на это всего 0,76%, существенно меньше, чем любой член НАТО, не считая Исландии, у которой нет армии.
Швейцарским властям также рекомендовано снять запрет на реэкспорт оружия. Напомним, что Берн запрещает продажу оружия странам, находящимся в состоянии войны.
И это ограничение в последние два года заметно омрачило отношения Швейцарии с некоторыми европейскими странами, стремившимися отправить Киеву свои вооружения, включающие швейцарские компоненты. К примеру, в 2022 году Швейцария отказала Германии в просьбе разрешить реэкспорт на Украину своих боеприпасов, используемых в немецких зенитных установках Gepard, которые Берлин передал ВСУ.
В Германии вышли из этой ситуации просто: немецкий производитель оружия Rheinmetall увеличил производство боеприпасов в собственной стране, заодно увеличив и собственные прибыли. А вот в Швейцарии, напротив, принялись подсчитывать убытки: в 2023 году экспорт оружия из Швейцарии просел сразу на 27%, до €746 млн, по сравнению с 2022 годом (отчасти из-за прекращения Катаром закупок систем ПВО, но во многом и из-за ограничений в области экспорта оружия).
Чуть-чуть, но считается
Еще до появления нынешнего экспертного доклада, нацеливающего власти Швейцарии на более тесную кооперацию в сфере оборонной политики с НАТО и ЕС, Берн уже предпринял ряд шагов в этом направлении. В частности, в августе власти одобрили участие Швейцарии в двух проектах PESCO (Постоянное структурированное сотрудничество) — программы стран—членов ЕС, направленной на более тесное сотрудничество в сфере обороны и безопасности.
Один из этих проектов, касающийся военной мобильности (для простоты его часто именуют Шенгеном для вооруженных сил), ставит целью упростить и стандартизировать переброску военных подразделений на европейской территории. Правда, на данном этапе вопрос о том, будут ли иностранные военные подразделения перемещаться по территории Швейцарии и каким образом, так и остался открытым. Второй проект — Cyber Ranges Federation — позволит швейцарской армии тренироваться в киберзащите вместе с вооруженными силами стран НАТО и ЕС.
На прошлой неделе швейцарская делегация побывала в Люксембурге для встречи с представителями Агентства НАТО по поддержке и закупкам (NSPA), чтобы оценить возможности сотрудничества с этой структурой.
Постепенный отход Швейцарии от политики невовлеченности в оборонные дела Европы, который в самой Европе наверняка будут лишь приветствовать, внутри страны пришелся по душе не всем. В частности, крупнейшая парламентская сила — крайне правая Швейцарская народная партия — уже заявила, что отвергает попытки подорвать оборонный суверенитет и «разрушить швейцарский нейтралитет». Помимо правых с критикой выступили и некоторые левые группы, недовольные тем, что правительство не смогло в достаточной степени вовлечь в процесс дискуссий парламент. Впрочем, по закону оборонная политика относится к компетенции именно Федерального совета (правительство страны).
Как показало опубликованное летом исследование «Безопасность-2024», подготовленное военной академией при федеральном технологическом институте ETH Zurich и Центром исследований безопасности, идея политического и институционального сотрудничества с НАТО пользуется широкой общественной поддержкой, но до тех пор, пока оно остается на уровне обсуждения и планирования и не выходит за рамки технологического сотрудничества.
Более половины швейцарцев (53%) выступают за более тесные связи с НАТО.
Около 72% респондентов поддерживают сотрудничество с альянсом в области совместных технологий двойного назначения, еще 69% считают, что Швейцария должна использовать системы вооружений, совместимые с натовскими. Гипотетическое вступление в альянс поддерживают лишь 30%, а большинство (58%) не хотели бы, чтобы Швейцария выступала даже в качестве принимающей страны для натовских мероприятий.
В России давно перестали относить Швейцарию, примкнувшую к западным санкциям против РФ, к нейтральным странам и внесли в список недружественных государств. «Швейцарский нейтралитет стал достоянием истории. Налицо предвзятый подход и дипломатия ad hoc, которая с легкостью жонглирует своими "принципами" в зависимости от политической конъюнктуры»,— отмечало, в частности, посольство России в Берне в ноябре 2023 года, комментируя решение Швейцарии присоединиться к группе стран, призывающих к созданию трибунала против России из-за конфликта на Украине.