Мужчины за рулем — это опасно

Они совершают в три раза больше нарушений и аварий, чем женщины

Мужчины втрое чаще женщин совершают правонарушения за рулем и попадают в ДТП. Более того, они чаще оказываются виновны в общественно опасных нарушениях правил дорожного движения.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Мужчины вдвое чаще женщин садятся за руль в состоянии алкогольного опьянения и почти на треть чаще бывают приговорены к лишению свободы. Возможно, все дело в культурных нормах и разном отношении мужчин и женщин к вождению. К таким выводам пришли доцент факультета экономических наук ВШЭ Антон Казун вместе со стажером-исследователем Михаилом Беловым.

Существует стереотипное представление, что женщины водят хуже мужчин: менее аккуратны за рулем, больше подвержены стрессу и неверно реагируют на непредвиденные ситуации, хуже ориентируются на местности. Исходя из описанного стереотипа, принято считать, что женщины чаще становятся виновницами ДТП. Доцент ФЭН ВШЭ Антон Казун и стажер-исследователь Международного центра изучения институтов и развития Михаил Белов решили выяснить, насколько он справедлив и чье поведение на дорогах более опасно.

Авторы изучили почти 160 тыс. судебных решений по ст. 264 УК РФ («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»), вынесенных в 2010–2022 годах. Оказалось, что более чем в 90% случаев фигурантами таких дел становились мужчины. Авторы провели нормировку и рассчитали частоту ДТП с учетом разницы в количестве водителей среди представителей обоих полов (68% мужчин водят автомобиль, а среди женщин водителей всего 22%). С учетом полового дисбаланса среди водителей мужчины в 3,25 раза чаще попадают в ДТП, по итогу которых возбуждаются уголовные дела.

Исследователи предположили, что все дело в разном отношении мужчин и женщин к вождению: мужчины ездят быстрее и опаснее. Например, за день они в среднем проезжают на 26% больше километров, чем женщины, но в пути находятся дольше всего на 10% времени. Кроме того, мужчины чаще садятся за руль в состоянии алкогольного опьянения: в четверти уголовных дел мужчины-водители управляли транспортным средством в нетрезвом виде. Среди осужденных женщин таких было всего 10%. Намного чаще мужчины становятся виновниками ДТП с пострадавшими и погибшими. Даже с учетом нормировки по полу 3/4 обвиняемых в преступлениях, имеющих высокую степень общественной опасности,— мужчины. Почти в 2/3 случаев мужчин приговаривают к лишению свободы. Женщины по ст. 264 получают такое наказание лишь в 50% дел.

Авторы предположили, что такую разницу частично можно объяснить особенностями социализации разных полов, социально-экономическими факторами и региональными культурными различиями. В таких регионах, как Приморье, Москва или Санкт-Петербург, разрыв в количестве ДТП между женщинами и мужчинами ниже, чем в среднем по России. В других же, таких как Дагестан или Чукотка, разрыв может быть гораздо больше: в 6, 10 или даже 20 раз.

В крупных городах женщины больше вовлечены в управление транспортными средствами, а в южных регионах России вождение считается мужским занятием. Такая вариация между регионами позволяет судить о значительных различиях в стиле вождения в разных частях страны, что может быть связано с местной культурой. Государству следует учитывать культурные нормы и бороться за повышение аккуратности вождения всех, кто садится за руль.

«Задача состоит в том, чтобы в целом в сферах образования, работы и семьи у мужчин и женщин были равные возможности и права. При этом можно предположить, что появление на дорогах более осторожных и аккуратных водителей может в целом поменять и нормы езды, что сократит число аварий. Но этот процесс будет небыстрым. Стоит также подумать, что нужно делать, чтобы мужчины ездили столь же аккуратно, как женщины»,— заключает Антон Казун.

Материал подготовлен пресс-службой НИУ ВШЭ

Вся лента