«Судя по отзывам учителей, именно родители являются наибольшей угрозой»

Михаил Гуревич — о дисциплинарных мерах в школах

Почти 60% родителей поддерживают возвращение оценок за поведение в школе. Как показал опрос SuperJob, чаще за это выступают отцы. При этом чем моложе родители, тем меньше среди них сторонников подобной меры. В Москве пока не собираются возвращаться к этой практике. Но, возможно, в 2025 году инициативу рассмотрят более серьезно, заявила заммэра по вопросам социального развития Анастасия Ракова. Обозреватель “Ъ FM” Михаил Гуревич задумался, насколько нужны оценки за поведение в современной школе.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Все лето преподавательское сообщество во главе с министром просвещения Сергеем Кравцовым обсуждало инициативу по возвращению в школы оценок за поведение. Аналогичная практика была еще в царские времена, а в советские годы оценки за поведение ставили с 1943 года вплоть до развала СССР. В Советском Союзе, кстати, двойка означала исключение из школы, а аттестаты выдавались лишь учащимся с примерным поведением. Нечто подобное обсуждается и на этот раз. Но если в СССР оценки были призваны вовлечь детей в общественную деятельность, то сейчас в центре дискуссии неожиданно оказались не ученики, а учителя.

Как считает автор идеи, глава СПЧ Валерий Фадеев, предлагаемый формат позволит наилучшим образом реализовать закон «О защите учителей от всех форм физического и психического насилия и оскорбления личности». Выходит, что в Совете по правам человека решили, что защищать учителей надо через возрождение системы наказания учеников. Логика, конечно, есть, но немного странная. При том, что проблема действительно существует.

Согласно статистике, разным формам буллинга в России подвергаются 57% детей и 70% учителей. Причем страдают они не только друг от друга, но и от родителей учащихся и прочих третьих лиц. Кстати, судя по отзывам учителей, именно родители являются наибольшей угрозой, потому что сами часто самоустраняются от процесса воспитания, но при этом активно и порой агрессивно защищают своих чад, не вдаваясь в нюансы претензий преподавателей.

Обвиняют учителей в некомпетентности, жалуются на них в разные инстанции, а дети часто подхватывают этот тон и пользуются им во время уроков. Не обходится и без влияния интернета. Травля в соцсетях — настоящий бич современности не только в России. И все же непонятно, как «неуд» по поведению поможет изменить родителей или решить проблемы сетевой этики?

А еще было бы интересно узнать, как оценки будут учитывать разные особенности характера современных детей? Это раньше любое отклонение от нормы считалось следствием плохого воспитания. Сегодня мы все знаем про синдром дефицита внимания, аутистический спектр и так далее. То есть то, что является нормой для ребенка, вполне может восприниматься учителем как хамство.

Ну и, наконец, критерии оценки. Об этом больше всего говорят противники предполагаемого нововведения. Но все-таки в этой истории есть и хорошая новость. Как минимум пока новые оценки решили не внедрять, но не потому, что отказались, а просто не успели. Как заявил Фадеев, его инициатива «находится в фазе бюрократической работы».

Оказалось, что, по мнению нескольких профильных ведомств, для реализации идеи требуется изменить текущее законодательство. «Если вам не нравятся наши предложения, дайте свои»,— заявил Фадеев. И с этим сложно не согласиться. Если мы не хотим получить субъективную систему наказаний детей, то надо срочно что-то придумывать. Иначе бюрократический процесс превратится в закон не к этому, так к следующему 1 сентября.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента