На все грузы мастер

Как «Валдай 12» выручит отечественных перевозчиков

В России стартовали продажи нового среднетоннажного грузовика, в котором создатели постарались предусмотреть абсолютно все.

Фото: Предоставлено производителем

Отрасль грузоперевозок в последнее время претерпевает существенные изменения. Меняется география логистики, увеличивается доля региональных и междугородных маршрутов, растут и объемы перевозок. Новые реалии сопряжены и с большим количеством сложностей, с которыми сегодня сталкиваются перевозчики: от необходимости выстраивать оптимальные логистические схемы до банальной нехватки квалифицированных кадров и устаревающего парка техники из-за того, что рынок покинули традиционные игроки. Причем все эти факторы работают в тесной взаимосвязи: хорошего водителя уже не привлечь только зарплатой — ему подавай свежий, комфортный и беспроблемный автомобиль. А без надежного тандема человека и грузовика не заработает и современная гибкая логистика.

Словом, потребность в универсальном, многоцелевом и максимально локализованном среднетоннажнике не просто назрела — она приобрела критические масштабы. А потому выход на рынок нового нижегородского грузовика «Валдай 12» выглядит как настоящее спасение для перевозчиков. Ключевое преимущество легко считывается из индекса: при полной массе 11 990 кг такой «Валдай» остается ровно под 12-тонной отметкой, за которой начинается обязательная регистрация в системе «Платон». При этом по возможностям новинка превосходит более легкие городские грузовики, не уступая им в удобстве и функциональности. Но обо всем по порядку.

«Валдай 12» точно не стоит считать еще одной вариацией газовской бескапотной линейки. Хотя бы потому, что в основе модели лежит принципиально новая, созданная с нуля прямая рама с лонжеронами постоянного сечения. Она сделана из прочной стали S550MC и снабжена сеткой отверстий 50х50 мм, что упрощает монтаж различных типов надстроек, которых может быть великое множество — конструкция специально продумана с этим учетом.

Само шасси также предполагает широкую вариативность прямо с завода. «Валдай 12» доступен с четырьмя размерами колесной базы — 3310, 3860, 4710 или 5310 мм. Причем сторонние компании имеют возможность увеличить ее еще на метр, до 6310 мм, и в таком случае кузов грузовика сможет принять до 20 европалет. Все еще оставаясь в «доплатоновских» 12 тоннах полной массы при максимальной грузоподъемности 7780 кг.

Несмотря на габариты, «Валдай» получился удивительно маневренным: радиус разворота у версии с базой 3310 мм составляет всего 5,8 метра — лучший показатель в классе! При движении по городским улицам водители наверняка не раз поблагодарят конструкторов не только за это, но и за прекрасную обзорность: низкая линия остекления кабины, шесть зеркал, высоко установленное сиденье и вдобавок камера заднего вида, которая входит в стандартную комплектацию. Такую заботу не всегда встретишь даже в более компактных моделях, а «Валдай» к тому же одинаково комфортно чувствует себя что на коротком, что на длинном плече.

Ведь грузовик оснащается «полуторной» кабиной с полноценным спальным местом: можно самому отдохнуть во время погрузки-разгрузки, а можно поехать с напарником в рейс, который не укладывается в единственную смену. Именно такая универсальность — ключ к адаптивной логистике, когда одна и та же машина способна закрывать самый широкий диапазон задач. Причем в плане комфорта «Валдай» располагает всем необходимым для дальних поездок: кондиционер включен в базовую комплектацию, водительское сиденье подрессорено и снабжено подогревом и множеством регулировок, включая поясничный подпор. Есть современная мультимедийка формата 2DIN с цветным сенсорным экраном, USB, Bluetooth, Wi-Fi и функцией hands-free, под спальной полкой расположился объемный вещевой бокс, а место центрального пассажира складывается, превращаясь в удобный столик-органайзер. И тут снова нельзя не сказать про многозадачность «Валдая», ведь при других сценариях использования, например в качестве муниципальной или строительной техники, без полноценно трехместной кабины бывает не обойтись.

Задняя пневмоподвеска тоже не роскошь, а необходимость при современном ритме перевозок: сколько сил и, главное, времени можно сэкономить на погрузке-разгрузке, подстраивая высоту кузова под высоту конкретной рампы. Да и поддержание постоянного клиренса вне зависимости от нагрузки — функция, которую сложно переоценить.

Что же до передней подвески, то она рессорная, малолистовая, с увеличенным рабочим ходом и специальными настройками для комфортной отработки неровностей. В целом «Валдай 12» тщательно адаптирован именно для российских условий эксплуатации: в конструкцию заложен солидный запас прочности, чтобы выдерживать как дорожные сюрпризы, так и суровый климат и — давайте будем честны — привычку многих перевозчиков работать с перегрузом.

Однако выносливость вовсе не тождественна кондовости — например, на обеих осях здесь используются дисковые тормоза, которые не только работают эффективнее и интуитивно понятнее барабанных, так еще и физически легче и проще в обслуживании, а это прямое сокращение затрат на эксплуатацию. К тому же увеличить их ресурс помогает горный тормоз, который также положен «Валдаю» в стандартной версии. На этом фоне комплекс электронных ассистентов ABS, ASR и EBD кажется само собой разумеющимся, но все же скажем: он тоже входит в базовую комплектацию. Причем антипробуксовочную систему можно отключать кнопкой, если от «Валдая» потребуется больше проходимости.

Еще один электронный помощник, жизненно необходимый на региональных маршрутах — круиз-контроль с управлением через кнопки на многофункциональном руле. Но еще важнее, что специально для «Валдая 12» была разработана новая механическая коробка передач с шестью ступенями. Дополнительная повышающая передача — то, что нужно при движении по трассе, причем передаточные числа подобраны так, чтобы наименьший расход топлива достигался как раз в диапазоне 60–90 км/ч. Ну а в паре с новой коробкой работает хорошо знакомый, проверенный двигатель — ярославский дизель ЯМЗ-534 объемом 4,4 л, развивающий 170 л. с. и 664 Нм.

И да, на полностью отечественной силовой линии локализация «Валдая» не заканчивается, а только начинается, ведь даже сварка и окраска кабин ведутся на мощностях Горьковского автозавода. На данный момент это один из самых глубоко локализованных грузовиков страны с соответствующими преимуществами по скорости и стоимости обслуживания, доступности запчастей и так далее. Потому и гарантия в три года или 200 тыс. км кажется не формальностью, а надежной подстраховкой для современного бизнеса: быстрого, эффективного, универсального и адаптивного.

Антон Першин

Вся лента