Спелись по-новому
В Воронеже театр кукол открыл сезон постановкой «Бременские музыканты»
Воронежский государственный театр кукол имени Вольховского представил первую премьеру нового сезона — «Бременских музыкантов» в постановке приглашенного режиссера Людмилы Федоровой. Специально для спектакля были написаны песни, и это не единственное решение, благодаря которому эта история максимально отличается от советского мультфильма, по сюжету которого в России довольно часто ставят «Бременских музыкантов». Вместе с воронежцами постановку посмотрел корреспондент «Ъ-Черноземье» Александр Прытков.
Премьера «Бременских музыкантов» в воронежском театре кукол прошла 1 сентября. «Бременских музыкантов» поставила приглашенный режиссер Людмила Федорова, которая уже выпустила на этой же сцене сказку «Золотой цыпленок» и «Маленькие трагедии» Пушкина.
Новый спектакль постановщики (сценография и кукольные образы — Андрей Запорожский, хореограф — Андрей Сумин, свет — Ксения Козлова, песни — Наталья Костюхина и Наталья Высоких) решили максимально отстроить от всех устоявшихся образов «Бременских музыкантов» — и в первую очередь от известного советского мультфильма. Как и в старинной сказке, здесь нет Трубадура, Принцессы и ряда других персонажей.
Людмила Федорова создала собственную инсценировку, значительно изменив и сюжет. Действие происходит в игрушечном городке Бремен — местные жители и заезжие музыканты (все 11 актеров потом перевоплотятся в других персонажей, некоторые и не в одного) рассказывают историю спасения от разбойников, а в конце открывают памятник Бременским музыкантам: Ослу, Собаке, Кошке и Петуху. Животные при этом, по версии режиссера, по разным причинам остались без хозяев именно после нашествия колоритных злодеев, никоим образом опять-таки не похожих на образы из мультфильма.
Кукол здесь всего четыре — собственно Бременские музыканты. При этом трех из них водят сразу по два актера: один управляет головой или туловищем, другой туловищем или конечностями. Например, почти весь Петух отдан одному артисту, тогда как второй с помощью рук ловко изображает ноги. И если взрослому на спектакле станет скучно, то можно сосредоточиться на наблюдении за искусством вождения, это одно удовольствие. Сами куклы сделаны белыми — с отсылкой к памятнику персонажам сказки в Бремене — и не без выдумки: например, ногами для Осла служит табурет.
Быт злодеев занимает существенную часть спектакля: они не только грабят горожан (буквально засовывают в мешки домики, оставляя лишь каркас), но и потом делят добычу, ссорятся, готовят еду и слушают легенду о чудовище, которое изгонит их из Бремена.
Порой спектакль выглядит мрачновато и даже немного зловеще — как в страшных оригинальных средневековых сказках. Однако жуть тут же разгоняется каким-либо смешным эпизодом или очередной веселой песенкой. Как и в советском мультфильме, в воронежских кукольных «Бременских музыкантах» их звучит немало, но все они созданы специально для этой постановки. Родителей такие скачки сюжета могут несколько смутить, но, кажется, никто из детей не ушел испуганным.