Пекин предложил всеобъемлющее

Мирные планы третьих стран по Украине не выдерживают конкуренции с китайским

Государства Глобального Юга, несмотря на наличие у некоторых из них собственных мирных предложений по урегулированию конфликта на Украине, постепенно склоняются к поддержке китайского мирного плана. Во вторник инициативу председателя КНР Си Цзиньпина накануне саммита Китай—Африка поддержал президент ЮАР Сирил Рамафоса, который сам когда-то пытался стать архитектором урегулирования. По итогам переговоров лидеры, в частности, выпустили совместное заявление, в котором приветствовали «общее понимание» путей разрешения кризиса и призвали к переговорам.

Си Цзиньпин и Сирил Рамафоса

Фото: Yao Dawei / Xinhua / AP

За два с половиной года полномасштабных боевых действий между Россией и Украиной ряд стран и объединений Глобального Юга успели выдвинуть свои планы урегулирования конфликта. С конкретными предложениями выступили КНР, Бразилия, Индонезия и Африканский союз. Однако в последние месяцы наметилась тенденция фактического отказа от собственных инициатив и поддержки китайского плана, сформулированного председателем Си Цзиньпином. Первым его поддержал президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва. И вот теперь китайско-бразильскую инициативу, которая с некоторых пор фигурирует в СМИ именно в таком определении, поддержал президент ЮАР Сирил Рамафоса — также соавтор одного из мирных предложений.

Накануне саммита Китай—Африка, который состоится в Пекине 4–6 сентября, южноафриканскому лидеру довелось провести отдельные переговоры с господином Си, в ходе которых он и примкнул к плану коллег.

По словам господина Рамафосы, ЮАР поддерживает инициативы КНР и Бразилии по политическому урегулированию «украинского вопроса». Южноафриканский лидер пояснил, что между Преторией и Пекином установлен «высокий уровень политического доверия», между странами «существует глубокая традиционная дружба», а их позиции по многим вопросам совпадают.

Поддержка китайско-бразильского «общего понимания» в отношении путей политического урегулирования украинского кризиса была зафиксирована и в совместном заявлении Сирила Рамафосы и Си Цзиньпина по итогам переговоров.

«Обе стороны согласились с тем, что всеобъемлющий диалог и мирные переговоры — единственные жизнеспособные политические способы поиска долгосрочного решения кризиса. Обе стороны призывают соответствующих участников (конфликта.— “Ъ”) соблюдать три принципа: не расширять поле боя, не эскалировать боевые действия и не допускать провокаций»,— отмечается в документе.

Таким образом, китайско-южноафриканское заявление повторяло три основных принципа в отношении конфликта, опубликованные ранее КНР и Бразилией.

Правда, в бразильско-китайском обращении также подчеркивалась недопустимость использования оружия массового уничтожения, включая ядерное, и содержался призыв избежать ядерного кризиса. Кроме того, две страны тогда (дело происходило в преддверии июньского «саммита мира» в Швейцарии, состоявшегося без участия РФ) выступили за созыв «в надлежащее время» международной мирной конференции, которую признают и Киев, и Москва.

Ранее, в начале августа, спецпредставитель правительства КНР по делам Евразии Ли Хуэй, выполняющий роль переговорщика по Украине, совершил визит в Индонезию, во время которого предложил директору департамента по делам Америки и Европы МИДа страны Умару Хади совместно создавать условия для возобновления прямого диалога между Москвой и Киевом. Господин Хади «высоко оценил положительную роль договоренностей, достигнутых Китаем и Бразилией» и выразил готовность сотрудничать с Пекином для поиска решения кризиса.

Другими словами, из всех когда-либо существовавших мирных планов, представленных Глобальным Югом, на повестке фактически остался только китайский, трансформировавшийся в «китайско-бразильский».

В начале августа в МИД КНР утверждали, что именно на эту инициативу «положительно отреагировали более 110 стран мира».

При этом президент Украины Владимир Зеленский считает, что Пекин не предлагал никаких планов, а сделал «просто политическое заявление», которое представляет собой «всего лишь что-то на бумаге». Бразилия, по его мнению, поступает таким же образом, используя «политическую риторику».

В то же время господин Зеленский за последние месяцы несколько раз допускал созыв второго «саммита мира», на который могли бы пригласить и Россию. Украинский лидер ранее отказывался от идеи переговоров с Москвой, однако затем объяснил, что большинство стран мира поддерживают диалог между конфликтующими сторонами, а потому Киев не видит возможности этому сопротивляться. Правда, основой подобных переговоров, уверен Владимир Зеленский, должна стать его «формула мира», а не какой-либо иной план, в том числе китайский.

Между тем президент РФ Владимир Путин 2 сентября также прокомментировал возможность диалога с Украиной. Он заверил, что РФ «никогда от этого не отказывалась», если у Украины «возникнет желание не на словах, а на деле переходить к мирным переговорам и решать эти вопросы мирными средствами».

Он, правда, добавил, что для начала Москве «надо разобраться с бандитами, которые проникли» в Курскую область. Примечательно, что еще 26 августа пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков на фоне действий ВСУ в Курской области заявил, что тема переговоров с Украиной «в настоящий момент изрядно потеряла свою актуальность».

Алексей Забродин

Вся лента