Стоки не знают себе цену

Липецкий водоканал поднял школам коэффициенты за сброс сточных вод в четыре раза

УФАС Липецкой области встало на сторону департамента образования администрации города Липецка в споре по правомерности доначислений за сброс воды местными школами и детскими садами. «РВК-Липецк» объяснил рост коэффициента за стоки новыми правилами, по которым все объекты, оказывающие услуги питания и использующие моющие средства, должны платить больше. Мнения экспертов разделились: одни считают, что водоканал обоснованно взимает плату, другие согласны с позицией антимонопольной службы.

Все объекты, оказывающие услуги питания и использующие моющие средства, должны платить за стоки больше, считают в водоканале

Фото: Екатерина Аболмасова, Коммерсантъ

Гарантирующий поставщик ООО «РВК-Липецк» с января 2024 года начислял плату по завышенным коэффициентам детским садам, а с марта — школам, рассказали в региональном УФАС. Между образовательными учреждениями города и компанией заключены контракты, в которых прописана норма сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод, однако в ходе оказания услуг поставщик поднял коэффициенты в четыре раза: с 0,5 до 2 (К-0,5 и К-2). В антимонопольную службу с жалобой на счета для 116 школ и детских садов обратился департамент образования администрации города Липецка.

Изучив его доводы, контролирующий орган пришел к выводу, что у гарантирующего поставщика не было оснований для доначислений, так как образовательные учреждения не входят в перечень объектов, к которым может применяться повышенный коэффициент, согласно письму Минстроя РФ от 06.06.2021. Все контракты на оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения с доначислениями были заключены с января 2024-го сроком на один год. На сегодня на госзакупках их размещено более сотни общей суммой приблизительно в 25 млн руб., подсчитал «Ъ-Черноземье».

Сумму доначислений ни в одном из ведомств не назвали, по данным источников «Ъ-Черноземье», речь идет о миллионах рублей.

Плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения начисляется для абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 куб. метров в сутки, с коэффициентом 0,5, а более — 2, рассказали «Ъ-Черноземье» в УФАС.

Производство готовых пищевых продуктов и блюд для школ и садов не является самостоятельным видом коммерческой деятельности, пояснили в антимонопольной службе, поэтому плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов начисляться не должна. УФАС предупредило ООО «РВК-Липецк», чтобы поставщик прекратил начислять образовательным учреждениям плату по К-2 и произвел перерасчет. «Неисполнение предупреждения повлечет возбуждение антимонопольного дела. В зависимости от результата рассмотрения дела ООО „РВК-Липецк“ может грозить штраф»,— сказали в ведомстве.

В «РВК-Липецк» подчеркнули, что работают «в рамках правового поля», однако предупреждение антимонопольного органа «планируют исполнить», оставляя за собой, впрочем, право его обжалования.

«Плата за водоотведение рассчитывается как с применением дополнительного коэффициента 0,5, так и 2. Применение увеличенного коэффициента в отношении учреждений дошкольного и школьного образования связано с пунктом правил холодного водоснабжения о деятельности по приготовлению пищевых продуктов. Начисляя детским садам плату, водоканал исходил из того, что в соответствии с СанПиН в школьных и дошкольных учреждениях в обязательном порядке должно быть организовано трех- или пятиразовое питание детей и, соответственно, осуществляется приготовление пищи, мытье посуды»,— пояснили в компании.

Отметим, что похожие споры ведутся и в других регионах Черноземья. Так, взимает с бюджетных учреждений плату по К-2 ресурсоснабжающая организация «РКС-Тамбов», следует из данных картотеки арбитражных дел Тамбовской области. Например, 15 августа компания обратилась с иском к МБДОУ «Детский сад "Росиночка"» о взыскании за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в размере 48,9 тыс. руб. В некоторых делах арбитражный суд Тамбовской области уже встал на сторону поставщика ресурсов — в том числе в споре с детским садом №48 «Пчелка», долг которого в размере 8,2 тыс. руб. образовался «вследствие невнесения платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения».

Позиция водоканала нормативно обоснована и подтверждена правоприменением на уровне ВС РФ, считает управляющий партнер ООО ЮК «Центральный округ» Дмитрий Просвирин.

«Все дело в п. 203 "Правил холодного водоснабжения" №644, предусматривающем "упрощенный" расчетный порядок начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод. Так, отсутствие самостоятельного контроля абонента за составом и свойствами сточных вод и неподача им соответствующей декларации предполагает расчет платы за такой сброс по формуле водоканалов, дающей затратные начисления абонентам»,— отметил господин Просвирин.

По его словам, такой расчет применяется к объектам в случае, «если дневной объем сброса сточных вод от указанных в данном пункте видов деятельности (в т.ч. деятельности общественного питания) менее 30 куб. м в сутки и/или отсутствует физическая возможность отбора проб сточных вод с конкретного объекта абонента». На практике как дошкольные, так и школьные учреждения подпадают под действие п. 203 как минимум по одному из указанных выше оснований, считает эксперт.

«В 2022 году изложенную позицию поддержал Верховный суд РФ. Высшая судебная инстанция согласилась с доводами ресурсоснабжающей организации, что до настоящего времени обеспечивает единообразие правоприменения по рассматриваемому вопросу»,— отметил господин Просвирин.

Впрочем, судебный эксперт группы Veta Александр Терентьев напоминает о постановлении правительства РФ от 31.05.2023 №881 «Об утверждении Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)».

«С учетом вступивших в силу правил платы, повышенные коэффициенты действуют в отношении объектов I и II классов. К ним относятся промышленные предприятия, занятые в сфере производства химии, нефтехимии, топлива, и другие „грязные“ производства. Очевидно, что дошкольные образовательные учреждения не могут быть отнесены к объектам I и II классов. По общему же правилу школы и детские сады относятся к IV классу, очень редко при превышении нормативов — к III классу. А, например, в случае отсутствия локальных очистных сооружений и вовсе могут быть не отнесены ни к одному из них»,— подчеркнул эксперт.

«Да, есть организации, которые обязаны следить за составом своих сточных вод, но на мелких пользователей вроде школ или садов это не распространяется. По нормативам льготный коэффициент применяется в случае, если сбрасывается до 30 куб. м сточных вод в сутки. Норма расхода воды на школьника — 20 л в сутки. То есть 30 куб. м. — это полторы тысячи школьников, детей и учителей»,— подсчитал координатор программы экологизации промышленности Центра охраны дикой природы, эксперт Международного социально-экологического союза Игорь Шкрадюк. Однако столько человек насчитывается лишь в некоторых, самых больших образовательных учреждениях Липецка.

С другой стороны, отмечает господин Шкрадюк, в целом по стране плата за очистку сточных вод довольно низкая, поэтому средств на эти цели может не хватать, что и вынуждает водоканалы идти на подобные меры.

Анна Швечикова

Вся лента