Через тернии к глубинам
Умер легендарный конструктор подводных лодок Игорь Спасский
Разработчик нескольких поколений дизельных и атомных субмарин, академик РАН Игорь Спасский ушел из жизни 3 сентября в возрасте 98 лет. В начале своей трудовой карьеры он, по собственному признанию, категорически не хотел заниматься подлодками, но в итоге более 30 лет проработал в должности начальника Центрального конструкторского бюро морской техники (ЦКБ МТ) «Рубин» и до последнего дня оставался его научным руководителем.
Игорь Спасский родился 2 августа 1926 года в городе Богородске (ныне Ногинск) Московской области. В начале 1930-х годов его семья переехала в Москву. В столице он окончил спецшколу Военно-морского флота СССР, после чего поступил в Бакинское Военно-морское подготовительное училище. В 1949-м уже как выпускник ленинградского Военно-морского инженерного училища им. Ф. Э. Дзержинского молодой инженер Спасский поступил на службу во флот.
Работу по созданию подводных лодок Игорь Спасский начал в 1950 году в ленинградском Специализированном конструкторском бюро №143 (ныне Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» им. академика Н. Н. Исанина). При этом сам конструктор в интервью газете «Аргументы и факты» вспоминал, что тогда, много лет назад, не хотел заниматься созданием субмарин. «Я готовил себя к военной службе, но меня распределили в конструкторское бюро. Когда узнал, что буду работать с подводными лодками, ужас взял. Незадолго до этого плавал на субмарине, спал за дизелем, а после выхода на землю оглох на трое суток. Тогда поклялся: с подводными лодками в жизни никогда не встречусь. Как говорится, не зарекайся»,— рассказывал он.
В 1953 году господин Спасский перешел в Центральное конструкторское бюро №18 (сейчас ЦКБ МТ «Рубин»), где работал на должностях инженера-конструктора, начальника сектора, заместителя главного конструктора атомных подводных лодок и главного инженера. А в 1974-м он возглавил «Рубин» — сначала как главный, а затем (в 1983 году) как генеральный конструктор предприятия.
В качестве разработчика Игорь Спасский был причастен к строительству 187 подводных лодок, в том числе 91 дизель-электрической и 96 атомных субмарин различных проектов, среди которых — дизель-электрические подводные лодки проектов 877 и 636, атомные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 667БДР «Кальмар», проекта 941 «Акула», проекта 667БДРМ «Дельфин», атомные подводные ракетные крейсеры проектов 949 «Гранит» и 949А «Антей». К последнему проекту относится и затонувший в августе 2000-го «Курск», операцией по подъему которого господин Спасский руководил в 2001 году.
В 1978 году Игорь Спасский был награжден звездой Героя Социалистического Труда, а спустя 40 лет, в 2018-м, получил звание Героя Российской Федерации. «Его уникальный личный вклад в развитие научно-технической, конструкторской мысли, укрепление отечественного Военно-морского флота, обеспечение обороноспособности и национальной безопасности страны достоин самого искреннего признания»,— подчеркнул президент Владимир Путин в телеграмме родным и близким конструктора, опубликованной 3 сентября на сайте Кремля.
За десятки лет Игорем Спасским были разработаны новые технологии строительства подлодок, которые значительно сокращают сроки и затраты на их возведение, существенно улучшают боевые характеристики субмарин. Также он внес большой вклад в решение вопросов, касающихся высокой эффективности и безопасности эксплуатации подлодок. «Он одним из первых признал архитектурный тип проекта 941 как безальтернативный. Активно боролся за создание морских твердотопливных ракет. Является инициатором внедрения агрегатно-модульного метода строительства подводных лодок, создания зоны отдыха и многого другого»,— вспоминал генеральный конструктор трех поколений советских атомных подводных крейсеров стратегического назначения Сергей Ковалев.
В 2002 году академик Спасский был удостоен звания «Почетный гражданин Санкт-Петербурга».