Рекламодатели навострили уши

Почему IT-гигантов снова заподозрили в записи разговоров пользователей

Американское издание 404 Media утверждает, что Google, Amazon, а также признанная в России экстремисткой и запрещенная Meta могли получить доступ к технологии, которая называется «Активное слушание» и использует искусственный интеллект. О ней говорили еще с конца 2023-го, а сейчас у журналистов появилась презентация медиакомпании Cox Media Group в адрес партнеров, где содержится подробное описание новинки. Как рекламодатели прослушивают клиентов? Расскажет Григорий Колганов.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Пользователи давно заметили: стоит высказать какую-нибудь потребность вслух, соответствующая реклама сразу всплывает в поисковиках. Западные IT-гиганты могли пойти дальше и призвать на помощь искусственный интеллект. Технология «активного слушания» постоянно фиксирует все, что говорит владелец смартфона или умного телевизора, а опознав ключевую фразу, например, «хочу футболку», он заносит ее в базу и передает данные рекламодателю. Стоит такая услуга всего $100-200.

В таргетинге обязательно нужны личные данные, и маркетологи очень надеются, что теперь нейросети помогут их собрать и обработать, рассказала исполнительный директор диджитал-агентства iConText Group Екатерина Здесенкова: «Для того чтобы реклама была полезной, персонализация в каком-то виде обязательно должна присутствовать.

Но все дело в балансе, как этим пользоваться. Искусственный интеллект сейчас помогает, понимая по таргетингу, кто смотрит рекламу, какая возрастная категория. Он даже может автоматически перестраивать креативы прямо по ходу. Это обучаемая модель, и она должна получать данные».

Сами IT-гиганты отрицают причастность к новой прослушке. Google удалил упоминания о сотрудничестве с Cox Media Group. В Amazon отметили, что не пользовались «Активным слушанием», а Meta, (признана в России экстремистской и запрещена), заявила, что экстренно «начала проверку» информации. Но такая технология вполне может быть на вооружении корпораций, считает независимый эксперт по информационной безопасности Яков Гродзенский: «Если пользователь разрешил доступ браузеру к своему микрофону, то технологически никто не мешает это сделать.

Другой вопрос, что есть два подхода. Традиционный — когда используются голосовые помощники, после произнесения некоего слова-триггера начинается запись вашего монолога, затем голосовой помощник по вашей просьбе находит билеты или делает что-то другое. И, вероятно, есть технология, которая не нуждается в том, чтобы вы сказали слово-триггер, а записывает все подряд».

Россиянам технология угрожать не должна, например, в заблокированных Instagram и Facebook (принадлежат Meta, которая признана в РФ экстремистской и запрещена) сейчас в принципе нет рекламы. YouTube также не показывает ее с марта 2022 года. В любом случае, постоянная прослушка россиян с параллельной записью неэффективна, считает основатель компании в области персонализации рекламы First Data Александр Старостин: «Обмен данных пользователей в России стал огромным.

Считанное количество игроков справляется со всем накопленным объемом информации, который превышает даже то, что необходимо. В разговорах пользователей с друзьями, подружками, боюсь, будет мало чего-то полезного для рекламодателя».

Пользовательские соглашения сейчас подразумевают: если есть устройство с постоянным подключением к сети, облачным хранилищем и встроенными нейросетями, при поставленной галочке подслушивать через него легально. В документ от Google прямо указано: при голосовом управлении, например, когда пользователь произносит команду «Окей, Google», записывается все, «включая несколько секунд до этой фразы».


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Александра Абанькова

Вся лента