Автозапчастям из Китая прикручивают наценки

Что влияет на ценообразование в этой товарной категории

Цены на оригинальные китайские автозапчасти за год выросли почти в полтора раза. Еще в августе 2023-го их средняя стоимость составляла 44 тыс. руб., а сейчас — уже 63 тыс. руб. Это следует из отчета Национального агентства промышленной информации. Они проанализировали данные страховых компаний и оказалось, что сейчас замена переднего бампера в среднем обойдется почти в 35 тыс. руб., что на 70% выше прошлогодних показателей. А, например, фара стоит 62 тыс. руб. против 16 тыс. руб. годом ранее.

Фото: Марина Молдавская, Коммерсантъ

Директор по послепродажному обслуживанию «Автодом Алтуфьево» Роман Тимашов подтверждает рост цен. По его словам, на это влияет сразу несколько причин: «Я тоже делал аналитику, и у меня получилось, что год к году запчасти подорожали в среднем на 50%. Сложно выделить какую-то самую главную причину, но все они повлияли на ценообразование.

Первое, наверное, это то, что стоимость запчастей увеличилась изначально в Китае, это произошло за счет общей мировой инфляции, увеличения стоимости сырья и ресурсов. Следующая причина — это монополия, потому что сейчас, не секрет, что рынок китайских автомобилей занимает больше половины российского рынка, по статистике, это 60%, и все знают, что стоимость автомобиля в Китае, она как минимум в два раза меньше, чем у нас.

Третья причина — это стоимость перевода денежных средств. Год назад посчитаться можно было по официальному курсу, сейчас есть желание работать с так называемым обеленным юанем, и стоимость переводов выросла как минимум на 10% относительно официального курса. Наверное, следующая причина — это логистика и доставка.

Еще одна причина — количество посредников. К сожалению, не все потребности могут обеспечить наши партнеры, не все доступно, из-за санкций в том числе, и в работу вступают посредники. Ну, и, наверное, последняя причина — это внутренние высокие косты. Это стоимость обслуживания складских помещений, заработной платы сотрудников».

Еще в марте Центробанк указывал на трудности с обслуживанием китайских автомобилей. Регулятор в своем докладе отмечал, что у дилеров зачастую не хватает деталей для машин, поскольку у сервисов не было переведенных каталогов запчастей. В случае с авто, которые официально представлены в России, главная проблема — это логистика.

Собеседники “Ъ FM” признают, что до сих пор не все продавцы адаптировались к работе с китайскими партнерами. При этом только за прошедшие полгода продажи авто из КНР выросли почти на 80%, подсчитывал «Автостат». Нарастить импорт запчастей такими же темпами не получается, говорит представитель компании Rucars, которая занимается поставками авто из Китая, Сергей Иванов:

«Многое зависит от того, кто везет запчасти и как эта компания работает. То есть, если она изначально поставляла их в обход санкций и на это ориентировалась, то подорожание будет незначительным. А если были какие-то прямые контракты и договоренности, то искать новые пути всегда сложнее. Вместе с тем мы видим, что даже проще стало находить желающих сотрудничать в Китае, подсказывать российским партнерам, как можно провести платеж альтернативным способом.

Но специфика КНР еще и в том, что само понятие оригинальной запчасти достаточно относительно. Это не Европа и не Америка, где все комплектующие строго делятся на оригинальные и неоригинальные. В Китае один и тот же завод может производить одну и ту же деталь одного и того же качества и предлагать их под разными марками и через разных дистрибуторов. При этом у нее будет разная цена. Еще рынок не приспособился к такому резкому увеличению объемов, не все научились выбирать выгодные каналы поставок. Этот процесс буквально на наших глазах происходит».

Как отмечают собеседники “Ъ FM”, проблема с поиском оригинальных запчастей касается в основном премиальных китайских электрокаров. Ни один из них официально не представлен в России. Поэтому заказать компоненты напрямую с завода невозможно из-за санкционных рисков. И импортеры закупают либо качественные копии, либо ищут оригиналы на разборках.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Владислав Викторов

Вся лента