Автозапчастям из Китая прикручивают наценки
Что влияет на ценообразование в этой товарной категории
Цены на оригинальные китайские автозапчасти за год выросли почти в полтора раза. Еще в августе 2023-го их средняя стоимость составляла 44 тыс. руб., а сейчас — уже 63 тыс. руб. Это следует из отчета Национального агентства промышленной информации. Они проанализировали данные страховых компаний и оказалось, что сейчас замена переднего бампера в среднем обойдется почти в 35 тыс. руб., что на 70% выше прошлогодних показателей. А, например, фара стоит 62 тыс. руб. против 16 тыс. руб. годом ранее.
Директор по послепродажному обслуживанию «Автодом Алтуфьево» Роман Тимашов подтверждает рост цен. По его словам, на это влияет сразу несколько причин: «Я тоже делал аналитику, и у меня получилось, что год к году запчасти подорожали в среднем на 50%. Сложно выделить какую-то самую главную причину, но все они повлияли на ценообразование.
Первое, наверное, это то, что стоимость запчастей увеличилась изначально в Китае, это произошло за счет общей мировой инфляции, увеличения стоимости сырья и ресурсов. Следующая причина — это монополия, потому что сейчас, не секрет, что рынок китайских автомобилей занимает больше половины российского рынка, по статистике, это 60%, и все знают, что стоимость автомобиля в Китае, она как минимум в два раза меньше, чем у нас.
Третья причина — это стоимость перевода денежных средств. Год назад посчитаться можно было по официальному курсу, сейчас есть желание работать с так называемым обеленным юанем, и стоимость переводов выросла как минимум на 10% относительно официального курса. Наверное, следующая причина — это логистика и доставка.
Еще одна причина — количество посредников. К сожалению, не все потребности могут обеспечить наши партнеры, не все доступно, из-за санкций в том числе, и в работу вступают посредники. Ну, и, наверное, последняя причина — это внутренние высокие косты. Это стоимость обслуживания складских помещений, заработной платы сотрудников».
Еще в марте Центробанк указывал на трудности с обслуживанием китайских автомобилей. Регулятор в своем докладе отмечал, что у дилеров зачастую не хватает деталей для машин, поскольку у сервисов не было переведенных каталогов запчастей. В случае с авто, которые официально представлены в России, главная проблема — это логистика.
Собеседники “Ъ FM” признают, что до сих пор не все продавцы адаптировались к работе с китайскими партнерами. При этом только за прошедшие полгода продажи авто из КНР выросли почти на 80%, подсчитывал «Автостат». Нарастить импорт запчастей такими же темпами не получается, говорит представитель компании Rucars, которая занимается поставками авто из Китая, Сергей Иванов:
«Многое зависит от того, кто везет запчасти и как эта компания работает. То есть, если она изначально поставляла их в обход санкций и на это ориентировалась, то подорожание будет незначительным. А если были какие-то прямые контракты и договоренности, то искать новые пути всегда сложнее. Вместе с тем мы видим, что даже проще стало находить желающих сотрудничать в Китае, подсказывать российским партнерам, как можно провести платеж альтернативным способом.
Но специфика КНР еще и в том, что само понятие оригинальной запчасти достаточно относительно. Это не Европа и не Америка, где все комплектующие строго делятся на оригинальные и неоригинальные. В Китае один и тот же завод может производить одну и ту же деталь одного и того же качества и предлагать их под разными марками и через разных дистрибуторов. При этом у нее будет разная цена. Еще рынок не приспособился к такому резкому увеличению объемов, не все научились выбирать выгодные каналы поставок. Этот процесс буквально на наших глазах происходит».
Как отмечают собеседники “Ъ FM”, проблема с поиском оригинальных запчастей касается в основном премиальных китайских электрокаров. Ни один из них официально не представлен в России. Поэтому заказать компоненты напрямую с завода невозможно из-за санкционных рисков. И импортеры закупают либо качественные копии, либо ищут оригиналы на разборках.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".