ИИ управляет производством
Борис Бабушкин об искусственном интеллекте на производстве
Сегодня цифровые платформы активно внедряются на предприятиях российского ОПК. Цифровое сопровождение производства способно повысить эффективность всех производственных процессов и служб. Как работает эта «волшебная таблетка» в машиностроении? Рассказывает Борис Бабушкин, технический директор АО «СИЭС Групп».
— Борис Сергеевич, каким образом искусственный интеллект используется для решения производственных задач?
— Отечественными разработчиками уже созданы комплексные системы для автоматизации и информационной поддержки конструкторско-технологической подготовки производства, производственного планирования, а также оперативного управления производством.
Это огромный набор инструментов для решения задач производственного предприятия, которые усиливаются инструментами ИИ.
Разработанные платформы позволяют множеству служб завода работать в режиме реального времени с единой базой данных, в едином информационном пространстве. Этим обеспечивается оперативность и согласованность действий на всех стадиях от принятия заказа до отгрузки продукции заказчику.
За десятилетия существования они развились до полноценных PLM-систем (управления жизненным циклом продукции). Сюда включается конструкторская и технологическая подготовка производства, планирование производства, снабжения, производственной диспетчеризации, управления ТО и ремонтами.
Проводится также управление производственной себестоимостью, материальными потоками, при необходимости — цепочками поставок и др.
— Кому на заводе прежде всего нужны такие решения?
— В первую очередь, генеральному директору и директору по производству. Только имея у себя в распоряжении подобную цифровую платформу, где все аспекты жизнедеятельности предприятия оцифрованы, ты можешь получать объективную информацию о том, что происходит сейчас в производстве.
Актуальность и объективность информации — это тот ключ, который помогает принимать верные управленческие решения.
Благодаря цифровой платформе руководитель в режиме реального времени обладает информацией обо всех контрактах и заказах, о деятельности всех подразделений, загрузке мощностей и доступности ресурсов, о незавершенном производстве и остатках материалов, об имеющихся проблемах и отклонениях.
Важно то, что сведения поступают в момент возникновения проблемы, а не когда сроки для ее решения уже упущены.
— Не возникает и зависимости от опыта конкретного сотрудника.
— Да, поскольку все расчеты выполняет математический аппарат, усиленный технологиями ИИ. Это же касается и принятия решений при возникновении проблем — система просчитывает варианты и предлагает оптимальное решение.
Дополнительный бонус — отсутствие ежедневных непродуктивных дискуссий на оперативках, они просто не нужны: вся информация отображается в системе, обновленные планы и изменения в режиме онлайн транслируются во все службы и подразделения.
— А как меняется экономика предприятия при применении промышленного искусственного интеллекта?
— Наблюдается снижение уровня запасов сырья и комплектующих на 7–8%, так как нет нужды закупать материал впрок. Средний объем выработки по нормо-часам может вырасти до двух раз, объем производимой товарной продукции — на 30%. Словом, появляются значимые результаты, потому что работа ведется не в хаосе, а методично и системно.
— Выходит, все ключевые службы связаны единым цифровым инфополем.
— Да, конструкторы, технологи, производственники, снабжение объединены. Это позволяет ускорить решение огромного количества вопросов.
Например, при возникновении брака в производстве информация поступает напрямую ответственным конструкторам и технологам для принятия совместного решения по его исправлению/доработке.
Технолог, проектируя техпроцесс, может видеть имеющиеся запасы материалов и инструментов и сразу ориентироваться на то, что есть в наличии. И таких примеров сквозного движения информации между подразделениями, которое позволяет снизить непродуктивное использование ресурсов, множество.
— Сколько времени занимает внедрение умной системы?
— К примеру, на Казанском электротехническом заводе был реализован проект в 2023 году — весь цикл занял полгода, ПО уже используется сейчас.
— Руководители предприятий Татарстана проявляют интерес к цифровизации?
— Да, особенно в последние два года, когда объемы производства существенно выросли. Если раньше многие предприятия ограничивались в цифровых платформах «верхнеуровневым» планированием, то сейчас многие предприятия добрались до внутрицехового планирования и автоматизированных расчетов сменных заданий.