Композиции будущего

Современное искусство

Успешные юристы, как правило, люди очень разносторонние, а круг их интересов и хобби весьма широк. Безусловно, входит в этот круг и коллекционирование предметов искусства. Партнер Kept Галина Акчурина — об ощущениях от работ, не всегда выражаемых словами, и о том, почему при выборе произведения интуиция решает если не все, то многое.

«Встреча», Леонид Цхэ

Фото: из личного архива Галины Акчуриной

Я всегда питала страсть к путешествиям, и из каждой новой страны мне хотелось привезти «сокровище», уникальную вещь, которая характеризует именно эту локацию и культуру. Это не обязательно были картины, но всегда — искусно выполненные произведения, отражающие особый взгляд мастера. Ритуальные маски из Камбоджи, ковры из Ирана, старинные украшения берберов, артефакты с Тибета — все это стало заполнять мое пространство. Картины тубусами я начала вывозить из Северной Кореи, Африки, Лаоса, и это увлечение стремительно набирало обороты...

На мое пристрастие к коллекционированию сильно повлияла группа в Facebook (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной в РФ) «Шар и Крест», которая была создана для поддержки художников в период локдауна, когда они были лишены возможности проводить выставки, зарабатывать деньги. На платформу стали приходить настоящие мэтры, для поддержки молодежи выставлявшие за фиксированную и очень небольшую цену свои эскизы, маленькие работы. За ними шла настоящая охота, поэтому пандемию я провела очень азартно и продуктивно для своей коллекции.

Открывая новое

Работа художника Алексея Мартинса

Фото: из коллекции Галины Акчуриной

Почему именно современное искусство? Лучшие коллекции классики уже собрали Лувр, Эрмитаж, Музей Метрополитен. Рембрандт и Врубель мне не по карману. Но меня всегда интересовала возможность увидеть другой взгляд на мир — тем более взгляд талантливого человека. Я собираю как совсем молодых, так и уже состоявшихся художников: в моем собрании работы Влада Кулькова, Леонида Цхэ, Таисии Коротковой, Ивана Плюща, Айдан Салаховой, Оксаны Мась, Андрея Архипова, Владимира Карташова и многих других талантливых современников.

В основном собираю живопись и графику, но у меня стали появляться и небольшие скульптуры, арт-объекты. В частности, я приобрела одну из работ Алексея Мартинса из серии «Призраки» 2021 года, которая выставлялась в Новой Третьяковке. Очень ее люблю.

Чувствуя кожей

Собирать современное искусство увлекательно, поскольку мы все пытаемся осознать и осмыслить происходящее, возможно, уйти в свой мир, а попробовать посмотреть на жизнь глазами творца и сравнивать его восприятие со своим — захватывающий опыт.

Интересная особенность восприятия современного искусства в повседневной жизни — некоторым людям не всегда комфортно находиться в пространстве с концентрированным содержанием сильных, талантливых работ. «Не фотографичное» искусство не дает четкого образа, каждый видит свое, и где один ощутит опасность, там другой наполнится энергией и позитивом.

Галерея без границ

Работа художника Айдан Салаховой

Фото: из коллекции Галины Акчуриной

Судьба многих коллекционеров — в конце концов места для хранения начинает не хватать. Это и моя проблема, стен категорически недостаточно. Но я приобретаю произведения, чтобы с ними жить, поэтому они в моей квартире, на даче, в кабинете. Из небольших работ Айдан Салаховой я сделала ширму, которая разделяет творческое и бытовое пространство нашего дома. Есть у меня и двухметровые работы Влада Кулькова, Алексея Беляева-Гинтовта, Леонида Цхэ (ее показывали в Русском музее на выставке «Поколение тридцатилетних»). Но в основном, конечно, отдаю предпочтение вещам более скромных размеров.

Некоторую часть своих приобретений я дарю, но часто жалко расставаться с хорошими работами, а дарить то, что мне не нравится, я не могу. И дарю только тем, кто точно понимает или стремится понять.

Любимые и желанные

«Звезда», Алексей Беляев-Гинтовт

Фото: из коллекции Галины Акчуриной

Самые желанные картины (Георгия Гурьянова и других) пока не в моей коллекции, но я стараюсь. Еще мне очень нравятся работы Таисии Коротковой из серии «Imagined destinations», «Музей космонавтики», правда, у меня пока нет ее холстов, только акварели.

Очень энергетической для меня остается одна из первых картин в коллекции — работа Алексея Беляева-Гинтовта, на которой отпечатками пальцев и ладоней на белом фоне создана рубиновая кремлевская звезда (выставлялась в галерее «Триумф»). Это не серийная, уникальная работа, и понимают ее не все, но меня она заряжает. А у входной двери меня всегда встречает работа Владимира Абиха «Лучшие годы» — чтобы не забывать, что они протекают именно сейчас. В целом в моей коллекции много вдохновляющих произведений.

Скажи импульсу «да»

Я больше интересуюсь тем, что меня возбуждает в работе, нежели замыслом автора. Произведение должно вызывать эстетическое, интеллектуальное или эмоциональное влечение, отклик именно у меня, без посредников, объясняющих смысл. Недорогие работы совсем молодых художников я покупаю по принципу «зацепило». Если вещь стоит более серьезных денег, то я всегда консультируюсь с теми, кому доверяю в этих вопросах, я ведь начинающий коллекционер, а вложения в таком случае должны иметь инвестиционный потенциал, выступать неким аналогом венчурного капитала. Из тысячи молодых художников свое слово в искусстве скажет в лучшем случае один, но хорошо, если в моей коллекции окажется именно он.

Вся лента