Эмманюэль Макрон нашел «Брексит» из тупика
Президент Франции определился с кандидатурой премьер-министра
После более чем 50 дней ожидания президент Франции Эмманюэль Макрон наконец-то назначил премьер-министра. Создание нового правительства поручено 73-летнему Мишелю Барнье, ветерану французской политики и члену правой партии «Республиканцы» (LR). Он также был известен как главный переговорщик со стороны ЕС по условиям «Брексита». Настоящим испытанием для господина Барнье станет процедура утверждения в парламенте, считает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Еще в среду Мишеля Барнье в Матиньонском дворце (резиденции премьер-министра) никто не ждал. И тем не менее в четверг в 18 часов по Парижу экс-премьер Габриэль Атталь, по протоколу, встретил своего преемника и сдал ему дела. Вся Франция тем временем гадала, откуда же взялся новый-старый политик, избранный президентом Макроном для создания нового правительства.
Ожидание назначения премьер-министра длилось 50 дней, консультации в Елисейском дворце казались бесконечными.
«День сурка», «Когда же белый дым над дворцом?» — гласили заголовки французских газет. Эмманюэль Макрон показал себя мастером саспенса. Он не пошел на поводу у крайне левых, требовавших назначения единой кандидатки «Нового народного фронта» (NFP) Люси Касте, считая, что ее правительство будет немедленно опрокинуто парламентом. Звучало имя близкого к социалистам кандидата Бернара Казнева, но те отказались его поддержать ради единства NFP. Теперь левые могут кусать локти — кандидат явился с другого, правого фланга.
Впрочем, предыдущая правая кандидатура — Ксавье Бертрана — тоже показалась непроходной. И того и другого ждал вотум недоверия, обещанный крайне правыми из «Национального объединения» (RN) Марин Ле Пен. Не имея возможности выдвинуть своего кандидата, «лепенисты» вовсю пользовались позицией арбитра: их вес позволял заветировать любого неугодного кандидата.
Появление Мишеля Барнье означает, что, во-первых, свою обструкцию новому правительству прекратили «Республиканцы», ранее категорически отказывавшиеся от такой чести. А во-вторых, что кандидатура тем или иным образом была согласована с парламентской группой Марин Ле Пен.
Как бы члены RN сейчас ни насмешничали над назначением «ископаемого», бывший министр при президентах Франсуа Миттеране, Жаке Шираке и Николя Саркози, откровенно правый политик подходит им всяко больше, чем любой левый или центрист.
Мишель Барнье дважды был еврокомиссаром. В 2016–2021 годах он со стороны Брюсселя вел переговоры о выходе Великобритании из Европейского союза. А в 2021 году недолго пробыл кандидатом на президентских праймериз «Республиканцев», требуя, в частности, «мораторий» на иммиграцию. Даже положение «ископаемого» — после самого юного премьера 35-летнего Габриэля Атталя это самый немолодой из французских руководителей правительства (в январе ему исполнилось 73 года) — в нынешней ситуации говорит за него. В последние годы господин Барнье не занимал активных партийных позиций и может сойти скорее за «технического», чем за «политического» чиновника. Представители RN дали понять, что не намерены автоматически «валить» будущее правительство, пока не поймут, подходит оно им или нет.
Понятно также, что новое назначение не несет никаких угроз для президентского блока. Возраст господина Барнье не позволит ему питать надежд на будущие президентские выборы, премьерство — венец его карьеры.
В отличие от наполеоновских планов «Нового народного фронта», Мишель Барнье явно не станет отменять ни пенсионную реформу, ни закон об иммиграции, ни закон о борьбе со сквоттерами. Левым остается теперь привычное дело — протестовать. Глава «Непокорившейся Франции» (LFI) Жан-Люк Меланшон считает, что в лице Мишеля Барнье страна получает «премьер-министра, назначенного с разрешения и, возможно, по предложению "Национального объединения"», что в корне противоречит самой идее второго тура досрочных выборов, когда и левые, и «макронисты», и «Республиканцы» боролись против партии Ле Пен. Демонстрация в субботу, 7 сентября, изначально созванная для того, чтобы принудить президента назначить Люси Касте, превратится, по предложению Жан-Люка Меланшона, в протест против решения Эмманюэля Макрона.
«Выборы были украдены у французов»,— отреагировал левый политик на назначение Мишеля Барнье.
Впереди — формирование кабинета. Важно понять, кто займет ключевые министерские посты, порой не менее существенные для функционирования правительства, чем работа премьера. Еще несколько дней будут идти споры — по каждой из кандидатур выскажутся и крайне правые, и крайне левые. А потом предстоит утверждение в Национальной ассамблее, где ни у одной из трех господствующих там сил нет уверенного большинства. Вот здесь, несомненно, Мишелю Барнье снова понадобится весь его опыт переговорщика.