США ищут выход из Филадельфийского коридора
Вашингтон и Каир убеждают Израиль вывести войска с границы Египта и Газы
США пытаются уговорить руководство Израиля сократить военное присутствие в Филадельфийском коридоре — на узкой полосе земли между Египтом и Газой. Вашингтон, как пишет Financial Times, предлагает построить с египетской стороны границы подземный барьер, который не даст «Хамасу» возможности строить новые туннели и ввозить оружие в Газу. Такие туннели уже есть вдоль всей границы Израиля с анклавом. Однако израильский премьер Биньямин Нетаньяху по-прежнему и слышать не хочет о выводе военных из коридора.
США и Египет продолжают попытки решить головоломку Филадельфийского коридора — этот вопрос стал главной проблемой на переговорах Израиля и «Хамаса». Израильский премьер Биньямин Нетаньяху настаивает, что Армия обороны Израиля должна сохранить контроль над коридором, чтобы не допустить контрабанды оружия по подземным туннелям. Однако Каир выступает против присутствия израильских военных на границе Египта и Газы. «Хамас» тоже, естественно, против израильского военного присутствия там.
Вашингтон ищет компромиссный вариант, который позволит вывести израильских солдат с границы Египта и Газы, но при этом обеспечит безопасность Израиля.
Одна из таких опций, о которой написала газета Financial Times,— создать систему мониторинга коридора: установить вдоль всего рубежа Египта и Газы датчики, которые позволят отслеживать любые подземные вибрации. Идея прозвучала впервые еще в начале июля, однако тогда это была лишь теория. Сейчас же США предлагают детальный план и, самое главное, готовы его профинансировать.
Помимо системы датчиков США предлагают построить с египетской стороны границы подземный барьер. Он будет аналогичен тому, что Израиль построил вокруг Газы в попытке перекрыть туннели хамасовцев.
Проблема американского плана — в сроках и стоимости: у израильских инженеров и военных ушло более четырех лет на строительство подземного барьера вдоль всей Газы (это более 65 км). Каждый километр подземной части барьера обошелся израильской экономике примерно в $11,5 млн, писала газета Times of Israel в 2021 году (тогда это строительство было завершено).
Источники FT отмечают, что США готовы взять на себя финансирование строительства укреплений в коридоре (его длина — 14 км).
Для Вашингтона главное — убедить на текущем этапе премьера Нетаньяху согласиться вывести израильские танки с границы Газы и Египта.
Вашингтон также предлагает разместить в Филадельфийском коридоре элитные египетские войска, которым будет поручено пресекать наземную контрабанду в Газу. По данным FT, в Каире не против такого варианта, главное условие — чтобы Израиль сотрудничал с Египтом в вопросах охраны коридора.
Пока же отношения двух соседей оставляют желать лучшего, особенно после пресс-конференции господина Нетаньяху 4 сентября, на которой он заявил, что Каир якобы закрывает глаза на контрабанду оружия в Газу. В ответ правительство Египта обвинило премьера Нетаньяху в попытках «отвлечь внимание израильской общественности, помешать достижению соглашения о прекращении огня, а также об обмене заложниками и заключенными».
«Египет возлагает ответственность на израильское правительство за последствия этих заявлений, которые углубляют кризис и направлены на то, чтобы оправдать подстрекательство и враждебную политику»,— заявили в МИД Египта. Эти слова поддержала Лига арабских государств, а также лидеры Саудовской Аравии, Катара и Турции.
5 сентября, сразу после обвинений со стороны Биньямина Нетаньяху, Египет решил провести показательный визит начальника штаба вооруженных сил Ахмеда Халифы на границу с Газой. Военачальник, как сообщается, проверил расположение пограничных войск и системы контроля.
Несмотря на кризис в отношениях, Египет и Израиль при посредничестве США все же еще надеются на компромисс по Филадельфийскому коридору.
К тому же Биньямин Нетаньяху и сам дал понять, что стал менее категоричен в вопросах израильского военного присутствия там. 4 сентября премьер-министр заявил, что Израиль может рассмотреть возможность вывода войск с границы между Газой и Египтом, если будет найдена жизнеспособная альтернатива. «Мы открыты для рассмотрения этого вопроса. Но я не вижу, чтобы это происходило прямо сейчас. И пока этого не произойдет, мы будем там,— отметил господин Нетаньяху.— Я согласен сократить количество войск вдоль Филадельфийского коридора. Другое дело, что произойдет на втором этапе».
Это заметный сдвиг по сравнению с риторикой премьера 2 сентября, когда он подчеркивал: вопрос израильского военного присутствия в коридоре даже не обсуждается. Теперь же Биньямин Нетаньяху готов торговаться. Он согласен вывести армию, при условии, что «кто-то там будет… пресекать попытки “Хамаса” и его иранских покровителей снова превратить сектор Газа в террористический анклав». Такой сценарий допускает участие египетских военных, упомянутое в американском плане.
2 сентября израильские СМИ сообщили, что глава разведывательной службы «Моссад» Давид Барнеа сообщил посредникам в Катаре, что Израиль готов вывести свои силы из коридора после первого этапа, который продлится 42 дня перемирия. Однако официальные лица Израиля позже опровергли эти сообщения.
При этом премьер-министр 5 сентября уточнил, что и помимо Филадельфийского коридора есть другие нерешенные вопросы, мешающие перемирию.
В интервью каналу Fox Биньямин Нетаньяху заявил, что «сделки в ближайшее время не будет», поскольку «Хамас» не настроен договариваться.
Палестинское движение, в свою очередь, сообщило, что нет необходимости в новых предложениях о прекращении огня в Газе, поскольку «Хамас» уже согласился на мирный план США. В группировке подчеркивают: осталось убедить Израиль, чтобы он принял американское предложение.
Официальные лица США между тем сохраняют осторожный оптимизм. CNN цитирует высокопоставленного американского дипломата, который заявил, что «соглашение на 90% уже согласовано». В ближайшие дни, возможно уже 6–7 сентября, как отметил источник канала, Вашингтон представит обновленное предложение о перемирии. Однако статус Филадельфийского коридора в нем будет описан лишь в общих чертах, признал неназванный дипломат.