Инспекция планов

Что происходит с перспективными российскими автомобилями

Обещать не значит построить: один только постсоветский период нашего автопрома знает множество амбициозных проектов, которые закончились ничем. Но год за годом мы продолжаем слышать о новых машинах, которые непременно должны встать на конвейер, а не повторить судьбу «Маруси» и «ё-Мобиля». Михаил Конончук выяснил, по кому из них уже пора петь заупокойную, а у кого прощупывается пульс.

Оказаться в футуристичном интерьере серийной E-Neva получится не раньше чем через два года

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

«Атом»

Самым живым и бодрым выглядит проект электромобиля «Атом», которым занимается АО «Кама» из Набережных Челнов. Фундамент у стартапа мощный: вложились «Росатом», КамАЗ и лично его глава Сергей Когогин, а также миллиардер Рубен Варданян и Российский фонд прямых инвестиций. Разработку возглавляет бывший вице-президент АвтоВАЗа по инжинирингу Харальд Грюбель, который в прошлом руководил конструкторскими подразделениями Mercedes-Benz и Volkswagen. Стиль первого прототипа создавали итальянцы из Torino Design, но затем работу подхватили российские специалисты под руководством Александр Павловича — человека, создавшего бренд и сайт «Госуслуги».

Смелости создателям не занимать: в «Атоме» все либо в современных трендах, либо даже чуть впереди. Например, вместо традиционного приборного щитка и мультимедийной системы здесь огромный экран прямо на руле и «дополненная реальность» на лобовом стекле. Все двери оснащены электроприводом и выполнены по распашной схеме без центральных стоек: подобные решения мы видели и раньше, но для того, чтобы вписаться в актуальные нормы краш-тестов, конструкцию фактически пришлось придумывать заново. А экзотическую систему drive-by-wire, когда руль физически никак не связан с колесами, во всем мире используют только Infiniti и Toyota, причем буквально на паре моделей. Но для «Атома» она заявлена.

Бортовая система работает на собственной операционке Atom OS. По задумке создателей, у каждого пользователя «Атома» будет собственный ID, с которым можно сесть в любую такую машину и моментально подгрузить персональные настройки, включая набор приложений из фирменного магазина Atomverse.

Гаджетоманы будут рады, но в первую очередь расчет делается на корпоративный сектор: операторов каршеринга, службы доставки и таксопарки — для последних даже придумана специальная версия без переднего правого сиденья. Но и частных клиентов в «Каме» ждут: им обещаны неплохой разгон за 8 секунд до сотни, азартные маневры благодаря заднему приводу и российская батарея «Рэнера» на 77 кВт•ч, которая должна обеспечивать честные 500 км пробега без подзарядки.

Звучит даже слишком хорошо, чтобы быть правдой, но пока «Атом» успешно избегает ассоциаций с потемкинской деревней. Весной журналистам дали прокатиться на тестовом «муле» в кузове от Geely, с завидной регулярностью проводятся технические семинары с деталями разработки, прототипы замечали за испытаниями вдали от посторонних глаз, то есть работа действительно идет.

Но всерьез о перспективах проекта скажут ближайшие месяцы: до конца года на заводе «Москвич» должны быть собраны первые опытные образцы в серийных кузовах, после чего начнется самый важный и ответственный этап — подготовка к индустриальному производству, назначенному на 2025 год. Именно на этой стадии все разумное, доброе и светлое зачастую сталкивается с непреодолимыми проблемами, и, объективно говоря, прямо сейчас нельзя предположить, по какому сценарию продолжится история. Но по крайней мере создатели искренне верят в то, что делают.

E-Neva

Первые новости о проекте E-Neva относятся к сентябрю 2021 года: тогда оборонный концерн «Алмаз — Антей» показал шасси-скейтборд без кузова, объявив, что в рамках диверсификации производства создаст гражданский автомобиль. Летом 2022-го дебютировал первый прототип — гармоничного вида кроссовер размером примерно с Volkswagen Tiguan, причем новинку символически обкатал тогдашний глава Минпромторга Денис Мантуров. А в январе 2023-го эту же машину осматривал Владимир Путин во время визита на Обуховский завод в Санкт-Петербурге, который и занимается разработкой вместе с местным Политехом.

Помимо единственного условно функционального экземпляра, на руках у создателей обширные планы: несколько разных кузовов, включая купе-кроссовер и фургон, и калейдоскоп силовых установок: от чисто электрической с двумя электромоторами общей мощностью 435 л. с. до гибридов с водородным или газовым генератором. В зависимости от версии E-Neva должна иметь запас хода от 463 км до 1 тыс. км, набирать 60 км/ч за 2,7 сек. и разгоняться почти до двух сотен. А сборку планируется наладить на бывшем заводе Toyota в Санкт-Петербурге, который еще весной был передан компании Aurus, но до сих пор ничего не производит.

E-Neva тоже далека от прилавков: по словам первого вице-премьера Дениса Мантурова, начала серийного выпуска придется подождать как минимум до 2026 года, потому что «Алмаз-Антей» перегружен задачами по своему основному профилю. Но, как говорит глава Минпромторга, работы ведутся, проект не закрыт, а значит, поклонникам «российской Tesla» не стоит терять надежду.

L-Type

Тем более что тот же «Алмаз — Антей» собирается выпускать на той же площадке ультрадоступный — всего 1 млн руб.— электрокар L-Type. По документам это тяжелый квадроцикл, а по сути — что-то вроде индийского Bajaj Qute, который несколько лет назад был встречен в России с любопытством, но без интереса. Крохотная капсула длиной 2,5 м предлагает традиционные автомобильные органы управления, запас хода до 183 км на одной зарядке и систему быстросъемных аккумуляторных батарей: все шесть модулей по 2,66 кВт•ч можно поменять за считаные минуты.

Такой функционал должны оценить доставщики и курьеры, которым некогда стоять у розетки, но смогут ли они им воспользоваться — большой вопрос. Ведь единственное публичное появление L-Type датируется ноябрем 2023 года, после чего никаких новостей о квадроцикле не появлялось. По идее именно сейчас полным ходом должны идти наладка производственного оборудования и сертификационные испытания предсерийных прототипов перед выпуском первой товарной партии ближе к декабрю, но официальный сайт показывает скупую заглушку с надписью «Скоро», а единственные новости с бывшего завода Toyota гласят, что перезапуск какого-либо производства отложен на неопределенный срок.

Rossa

Компания Marussia Motors испустила дух больше десяти лет назад, но он по-прежнему не может обрести покой — во многом благодаря чемпиону мира по гонкам на выносливость Роману Русинову. Мало того, что российский пилот своими руками перебрал один из экземпляров Marussia B1 и привел его в условно пригодный к эксплуатации вид, так еще и представил прошлой осенью новый проект под названием Rossa. В котором нельзя не увидеть знакомые черты скандального суперкара.

Тогда говорилось, что демонстрационный автомобиль лишь концепт, хоть и способный довольно быстро ездить. А настоящая Rossa будет отличаться от него практически во всем: карбоновый монокок вместо алюминиевого, другие габариты и пропорции, иные двигатель, трансмиссия и интерьер. План состоял в том, чтобы закончить вторую версию к гоночному сезону 2024-го и сходу отправить ее в бой на кольцевые трассы, а дорожными модификациями заняться когда-нибудь потом. Но широкая общественность до сих пор никакой другой Rossa не увидела — только тот самый концепт, который периодически светится на мероприятиях в разных ливреях. Впрочем, формально до окончания сезона остается еще почти месяц.

«Молния»

Самый свежий и пока что самый загадочный стартап засветился в начале августа на столичной выставке «Станция Манеж. Московский транспорт 2030». Макет электрического седана размером чуть больше «Москвича-6» уже обладает расчетными характеристиками: передний или полный привод, батарея на 85 кВт•ч, пиковая мощность до 400 л. с. Разработка находится на самых ранних стадиях, но примечательно, что занимается ею московский дептранс, то есть «Молния» ориентирована на муниципальные нужды.

Иными словами, предполагается, что такие седаны будут работать в такси, каршеринге, полиции, доставке и других ведомствах, а собирать их, разумеется, должны на мощностях «Москвича». Не слишком ли много параллелей с «Атомом» из начала этой статьи? Возможно, в дептрансе знают что-то, чего пока не знаем мы, а возможно, просто решили запустить еще один проект с собственным видением прекрасного. В любом случае если «Молния» и попадет на столичные дороги, то только через несколько лет. А пока на «Москвиче» заявляют, что не имеют к этой затее никакого отношения.

Вся лента