Перестройка за свой счет

В среднесрочный макропрогноз заложена адаптация экономики с опорой на спрос

Внесенный в пятницу вечером на рассмотрение Белого дома макропрогноз Минэкономики на предстоящую трехлетку предполагает, что в 2025 году, пока идет адаптация к новым налоговым, бюджетным и внешнеторговым условиям, рост российского ВВП замедлится до 2,5% с ожидаемых в этом году 3,9% и при этом он по-прежнему будет опираться на высокий внутренний спрос. Поддерживать спрос будет быстрый рост доходов населения и инвестиций при снижении вклада чистого экспорта и опережающем росте импорта. Государственные и частные вложения в расчетах Минэкономики постепенно повышают и производительность труда, которая, впрочем, в прогнозном периоде роста зарплат так и не догонит.

По ожиданиям Минэкономики, дальнейший рост ВВП будет опираться на высокий частный спрос, который, в свою очередь, повысится из-за увеличения доходов, инвестиций и импорта

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Минэкономики внесло в правительство макропрогноз на 2025–2027 годы. Основные его параметры предполагают ожидаемое охлаждение роста ВВП в 2025 году до 2,5% (с 3,9% в 2024-м) с последующим плавным ускорением до 2,6% и 2,8% в 2026–2027 годах. Также в 2025 году ожидается торможение прироста инвестиций — до 2,1% с 7,8% в 2024-м с плавным восстановлением до 3% и 3,3% в последующие два года.

Причинами такой динамики, исходя из цифр министерства и комментариев его представителей, станут эффекты налоговой реформы (увеличение ставки налога на прибыль в 2025 году с 20% до 25%; поясним: половина капвложений в РФ традиционно финансируется из прибыли компаний), рост масштабов перераспределения, а также жесткая денежно-кредитная политика Банка России, которая будет влиять на стоимость заемного финансирования.

Судя по представленным цифрам, модель Минэкономики отводит 2025 год на адаптацию к новым условиям и параметрам государственного перераспределения ресурсов.

Основным драйвером экономического роста в этот период будет частный спрос, а капвложений — бюджетный стимул и субсидируемые государством кредиты.

Здесь, отметим, прогноз, вероятно, в значительной степени основан на допущениях: нацпроекты (и в том числе их значительные госинвестиции) в силу электорального цикла практически полностью переверстываются и перезапускаются именно с 2025 года. На данный момент они окончательно не утверждены. На вопрос “Ъ” о том, как влияние нацпроектов отражено в прогнозе, в Минэкономики ответили, что «основные их параметры известны и учтены».

Частный же спрос в прогнозе опирается на продолжение увеличения реальных располагаемых доходов населения — оно оценивается аналитиками министерства в 6,1% в 2025 году (после 7,1% в 2024-м) с торможением до 4,6% и 3,4% в 2026–2027 годах.

В результате оборот розницы вырастет на значительные 7,6% в 2025 году (что помимо роста доходов будут стимулировать накопленные сбережения граждан; в Минэкономики ждут сохранения повышенной нормы сбережений в первой половине 2025 года с последующей их тратой «по мере нормализации денежно-кредитных условий» — при охлаждении потребительского кредитования). Затем темпы роста в торговле снизятся — до 6,1% и 4,1% в 2026–2027 годах. Уже в конце 2024 года прогнозисты министерства ждут нового всплеска потребительской активности, который разгонит рост розничной торговли до 8,6% на фоне пиковых темпов роста зарплат. Прирост объема платных услуг населению также ожидается на высокие 6,4% в 2025 году (после 3,8% в нынешнем, что, вероятно, учитывает продолжение внутреннего туристического бума), 4,7% в 2026-м и 2,8% в 2027 году. В предположениях об инфляции Минэкономики исходит из того, что к концу 2025 года Банку России удастся замедлить ее до 4,5% (с 7,3% по итогам 2024 года) и удерживать на целевом уровне в 4% в последующем.

Главный драйвер спроса — реальные зарплаты — в расчетах Минэкономики в 2025 году вырастут на 7% (после 9,2% в 2024 году) также с замедлением до 6,1% в 2026-м и 4,1% в 2027-м при стабильной рекордно низкой (2,6%) безработице на весь прогнозный период.

Несколько противоречивыми на этом фоне выглядят предположения о динамике роста производительности труда: его в ведомстве оценивают в 3,3% в 2024–2025 годах с замедлением до 2,3% в 2026-м и 2,8% в 2027-м с оговоркой, что эффект инвестиционного бума 2023–2024 годов проявится в экономике «за горизонтом прогноза». До этого горизонта прогноз, видимо, описывает ситуацию, когда на зажатом кадровом рынке работодатели будут вынуждены наращивать выплаты кратно быстрее прироста как производительности, так и выпуска: полученные темпы роста промпроизводства также отстают от динамики реальных затрат работодателей на персонал и составят 2% в 2025 году (4% — в 2024-м), 2,4% в 2026-м и 2,6% в 2027-м.

Заполнять разрыв в росте доходов и внутреннего производства, судя по цифрам прогноза, правительство планирует импортом (см. таблицу). «В некоторых сегментах мы наблюдаем дефляцию в импорте по мере "раскатывания" логистических коридоров»,— поясняют в Минэкономики, отмечая, что «резкая нехватка импорта в макроэкономическом ключе преувеличена» и компенсируется импортозамещением. Впрочем, ранее в министерстве настаивали на том, что избыточное ограничение импорта снизит инвестиционные возможности российских компаний, так как помимо потребительских товаров речь идет о ввозе необходимого оборудования. Аналитики же отмечали прямую связь недоступности иностранных машин и оборудования с ростом цен на российские аналоги.

Олег Сапожков

Из среднесрочного прогноза Минэкономики

2024* 2025 2026 2027
Экспортная цена на нефть РФ ($/барр.) 70 69,7 66 65
Дисконт к Brent ($/барр.) 13,5 12 11 9
Курс (руб./$) 91,2 96,5 100 103,2
Экспорт ($ млрд) 427,6 445 455,2 476,2
Импорт ($ млрд) 294,9 321,9 342,6 357,4
Торговый баланс ($ млрд) 132,8 123 112,7 118,9
Сальдо счета текущих операций ($ млрд) 51,2 36,4 23,2 25,1

*Оценка на сентябрь 2024 года.

Вся лента