Джефф-громовержец

«Каос»: woke-повестка по-древнегречески

На Netflix вышел сериал «Каос», черная комедия по мотивам греческой мифологии, в которой Джефф Голдблюм в роли Зевса изображает деградацию оторвавшейся от реальности правящей элиты.

Текст: Татьяна Алешичева

Фото: Netflix

Все начинается с маленькой морщинки, которую обнаруживает у себя на лбу самодур Зевс (Голдблюм), живущий где-то на небесах на роскошной вилле «Олимпия» с надоевшей сварливой женой Герой (Джанет Мактир), пока подведомственные людишки копошатся в пыли на Крите. Морщина становится поводом для фрустрации мнительного бога не только потому, что Громовержец привык выглядеть импозантно,— ее появление совпадает еще и с пророчеством, которое предвещает «появление линии, распад семьи и воцарение хаоса». Кто знаком с греческой мифологией даже в первом приближении, примерно в курсе, какая там у Зевса была семья: сплошь внебрачные дети-полубоги, прижитые от земных женщин. Никто из них даже не отвечает на папашины звонки (у Артемиды, Аполлона, Ареса — у всех включен автоответчик). Навещает отца лишь вертлявый шалопай Дионис (Набхан Ризван) — хочет завоевать его любовь. Для этого он пускается в дикую авантюру: помогает смертному вернуть из загробного царства его возлюбленную, даже не сообразив, что тем самым разрушит установленный Зевсом порядок вещей.

Речь, конечно, об Эвридике, или Ридди (Аврора Перрино),— жене рок-звезды Орфея (Киллиан Скотт), который сочиняет в ее честь заунывные баллады. Ридди давно его не любит, но не уходит — не может решиться. И тут ее сбивает машина, согласно роковому предначертанию, которые так любит греческая мифология,— и плаксивый Орфей спускается в ад (знал бы он!). Это еще не все приметы подступающего хаоса: во время праздника в честь олимпийских богов их памятник кто-то заваливает кучей навоза, к ужасу правящего на Крите президента Миноса (Стэнли Таунсенд). Это явно отбились от рук мигранты-троянцы — побежденная и притесняемая часть населения. Дочь правителя Ариадна (Лейла Фарзад) умоляет отца не казнить пойманных троянцев, но тут опять вступает в силу роковое стечение обстоятельств.

Британская сценаристка Чарли Ковелл («Конец гребаного мира») пересказывает греческие мифы с заметным уклоном в woke-повестку: фем-оптика, амазонки, разнузданная сексуальность, перемена пола — которая у лапифа Кенея (Мися Батлер) была скорее вынужденной переменой участи. Греческие мифы, и так ставшие основой для цветистой фрейдистской теории, тут заиграли новыми красками. Кроме подземного мира, конечно,— там все мрачно и черно-бело под надзором слегка фрондирующего против начальства Аида (Дэвид Тьюлис). В половом и социальном вопросах шоу пытается натужно шутить и притягивать за уши старые проблемы к новым, но неожиданно выигрышно смотрится в другом. Тут скорее занятно разглядывать придуманное сценаристкой мироустройство по-древнегречески: как мойры и фурии вершат судьбы (как ведущие ток-шоу и полицейский патруль!), как человечки оказываются в Аиде с монеткой во рту, которая станет платой за переправу через реку мертвых. И как труженики подземного царства вроде Харона или Медузы нарушают служебные полномочия. Загробный мир показан тут насквозь бюрократической корпорацией, чем-то похожей на маркетплейс с кучей работников в униформе, которые все время что-то отгружают,— только управляемый законами рока, где проводники вроде того же Кенея помогают умершим душам «переплыть через рамку» и возродиться. Но боги во главе с пижоном Зевсом врут — люди не возрождаются, все это фикция, и против замшелой власти богов бунтуют полубоги, люди и другие мифические существа. В такие моменты черная комедия теряет свою задиристость и выглядит как обычная постмодернистская драма, которые вечно что-то переосмысляют (греческие боги восстают против рока — экий пердимонокль).

Чего ради сценаристка Ковелл нагородила весь этот постмодернистский огород? А чтобы поведать нам несколько простых мыслей. Например, что пророчества не сбываются без веры в них. И о том, что если Зевс заявляет: «Я и есть порядок. Я взял хаос и упорядочил его, установив закон», то закон не должен быть абсурдным и бог сам не должен его нарушать: элиты должны обладать не только властью, но и ответственностью. Иначе мироустройство — как и любой маркетплейс — расшатается и придет в негодность даже не благодаря усилиям троянцев, полубогов или еще каких мифических существ, а потому, что попрание основ — это не то чтобы хаос, а попросту бардак.


Подписывайтесь на канал Weekend в Telegram

Вся лента