Коллекционеры не заглядывают на торги

Из-за чего аукционные дома теряют прибыль

Крупнейшие аукционные дома теряют клиентов. За последние полгода количество покупателей предметов искусства на торгах заметно снизилось, как и выручка крупнейших игроков рынка. Так, по данным Financial Times, продажи аукционного дома Sotheby's за первое полугодие 2024-го упали на четверть, а доходы снизились почти на 90%. У дома Christie's ситуация схожая — в компании сообщили, что с января по конец июня она реализовала на аукционах лоты на сумму $2,1 млрд, на 22% меньше, чем за тот же период 2023-го. Среди основных проблем участники рынка указывают снижение интереса к торгам со стороны китайских покупателей.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Аукционные дома, скорее всего, продолжат делать ставку на азиатский рынок, считает арт-обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич. По его мнению, на падение продаж могли повлиять и другие факторы: «Надо сказать, что такие результаты ожидались, потому что еще в прошлом году звучали предположения, что 2024-й будет не очень удачным, в отличие от 2023-го. С чем это связано, не очень понятно. Может быть, здесь есть эмоциональная составляющая, то есть люди после пандемии COVID-19, грубо говоря, бросились покупать, а сейчас немножко опомнились.

При этом рецепт у мировых аукционных домов есть, есть путь, по которому они пытаются идти, все больше смещая свое внимание на азиатский регион.

И одна за другой компании открывают новые представительства или меняют старые на новые в Гонконге как некоем форпосте в Азии и форпосте влияния европейцев на этот рынок. Наверное, мировые аукционисты рассчитывают, что это их вытащит глобально».

На фоне падения доходов аукционные дома отмечают и некоторые положительные тренды, к примеру, рост интереса к торгам со стороны поколения зумеров. Похожие тенденции наметились и на российском рынке, рассказал руководитель интернет-проекта ARTinvestment Егор Молчанов. По его словам, спрос на русское искусство внутри страны остается стабильным, а стоимость лотов существенно увеличилась: «Цены на русское искусство значительно выросли за последние два года. Рынок изолировался, то есть все, что происходит, происходит только внутри страны. Но вместе с тем не хватает хороших, качественных вещей, то есть рынок сейчас сфокусировался вокруг, скажем так, 20 крупных художников, начиная от Айвазовского и заканчивая Кончаловским и Фальком. Покупают только их, и цены на эти работы в последнее время выросли минимум на 50%, а некоторые позиции — и на 100%, и на 150%.

Главный художник, безусловно, — это Иван Айвазовский, знаменитый маринист, по которому можно оценивать состояние рынка.

До начала конфликта на Украине его небольшие работы такого открыточного типа можно было купить за $75-80 тыс. Сегодня такие вещи оцениваются уже в $120-140 тыс., а иногда даже в $150 тыс., потому что их стало намного меньше. Плюс, Иван Шишкин, Василий Поленов и Константин Коровин — это живописцы, картины которых являются сегодня объектами желания огромного количества коллекционеров и покупателей.

Если говорить про участников аукционов, то если раньше это были, скорее, люди в возрасте 50 лет и старше, то сейчас мы видим, наверное, что и 30-летние начинают активно покупать, причем не только современное искусство, но и классическое. То есть это молодые бизнесмены, которые заработали деньги в последние несколько лет и диверсифицируют свои активы. Вот один из примеров: молодой клиент, 32 года, он начал покупать полотна первых имен в классической живописи. На мой вопрос, зачем, ответил, что хочет оставить детям такое наследство, ведь такие произведения искусства всегда будут стоить денег, а пока они пусть висят на стене и всех радуют».

Самой дорогой картиной на торгах дома Christie's за первое полугодие стала работа Энди Уорхола «Цветы». Она ушла с молотка за $35,5 млн. В России рекорд этого года — проданный в июне «Итальянский альбом» Карла Брюллова. На онлайн-аукционе ARTinvestment он был куплен единым лотом почти за $1,4 млн.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Даниил Бабкин

Вся лента