Бизнес-джеты разлетаются со спросом
Что происходит на рынке частной авиации в России
Аренда бизнес-джетов за последние два года подорожала в среднем на 70%.
Причина — в нехватке бортов и дорогом обслуживании, рассказали “Ъ FM” игроки рынка. Трафик бизнес-авиации по итогам 2023 года снизился на треть. Почти все маршрутные сети частных лайнеров сейчас обслуживают внутренний рынок. Среди популярных заграничных направлений — Дубай, Турция, Узбекистан, Азербайджан и Китай.
В 2022-м парк бизнес-джетов в стране стал сокращаться. Два года назад он включал 400 бортов, сейчас, по оценкам экспертов, их около 60. Большинство таких самолетов раньше базировались в Европе, но после начала военных действий на Украине владельцы джетов либо перевели их под российскую юрисдикцию, либо продали. В последнее время ситуация начала постепенно меняться, отметил руководитель проекта BizavNews Дмитрий Петроченко: «Появляются относительно новые воздушные суда, которые задействованы на частных направлениях.
По различным схемам все-таки происходит покупка на вторичном рынке. И представлена линейка от небольших самолетов класса Hawker до серьезных тяжелых машин Bombardier Global 6000.
Многие работы по обслуживанию джетов мы уже освоили самостоятельно. Кроме того, многие сервисные центры в дружественных странах, в которых эти самолеты могут пройти техническое обслуживание, предлагают свои услуги. Что касается запчастей, то они все приобретаются на этих же рынках и каких-либо проблем с их нахождением на складах нет.
Схему джет-шеринга продолжают предлагать, когда с вами летят другие попутчики. Например, вы долетаете до Стамбула, пересаживаетесь на самолет дружественной компании, где в салоне уже находятся не только россияне, но и граждане других стран, и отправляетесь в ЕС. Но каждый европейский аэропорт ведет собственную политику приема таких воздушных судов. Например, в Париже один аэропорт их принимает, другой — нет».
Джет-шеринг (или услуга «иностранец на борту») стала пользоваться спросом в прошлом году. Она позволяет россиянам обойти запреты на пересечение границ. Схема работает так: авиаброкер нанимает человека с иностранным гражданством и заявляет его как главного пассажира, например, в этой роли может выступить бортпроводник. Для последнего это еще и своеобразная подработка: в 2023 году за такой рейс стюардам доплачивали около €3 тыс. Несмотря на значительный рост затрат на техобслуживание и стоимость самих перелетов пассажиры бизнес-авиации продолжают активно фрахтовать лайнеры для полетов на крупные мероприятия, например, на Петербургский экономический форум или «Формулу-1» в Монако.
Но в целом спрос на такие услуги падает, пояснил управляющий директор компании Jet24 Павел Захаров: «Считать стоимость принято за летный час, поэтому, например, стоимость рейсов во Владивосток сильно не поменялась. Как такая поездка стоила под €100 тыс., так и осталось. А все компоненты себестоимости подорожали на 50-100%. То есть зарплата пилота выросла более чем в два раза, как и затраты на техобслуживание.
То есть, по сути, для владельца чартер зачастую — это уже убыток, а не прибыль.
Такая услуга и раньше была прерогативой очень богатых людей, а сейчас все-таки из-за того, что действительно номинал цены стал еще выше, аудитория, скорее, сократилась. Собственно говоря, и количество рейсов упало по сравнению с 2021 годом раза в два, возможно, даже чуть больше. Раньше среднее количество вылетов из Внуково было в районе 50-80 в день, сейчас — 25-30. Соответственно, портрет клиента сместился в сторону еще более состоятельных клиентов. Зачастую это люди с первых позиций списка Forbes».
В июне 2024-го очередным пакетом санкций Евросоюза россиянам запретили летать на частных самолетах в места отдыха на территории ЕС или перевозить сотрудников компаний на деловые встречи.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".