Генпрокуратура выступила в роли стрелочника

Надзорное ведомство подключилось к решению проблем аварийности на переездах

Генпрокуратура предложила Минтрансу, МВД и ОАО РЖД для снижения аварийности на железнодорожных переездах увеличить там число камер, шлагбаумов и барьеров, а также «исключить» длительные перекрытия в ожидании поездов. Эксперт призывает власти строить больше путепроводов над путями, «проработать» этот вопрос ранее поручил президент. Росавтодор готов ликвидировать 33 одноуровневых пересечения с железной дорогой, но на это нужны деньги из федерального бюджета.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

В Генпрокуратуре озабочены ростом аварийности на железнодорожных переездах и обсуждают меры по ее снижению с представителями Госдумы, Счетной палаты, Минтранса, МВД, правительств Москвы и Мособласти, а также ОАО РЖД. По данным ГИБДД, за семь месяцев 2024 года число ДТП на переездах выросло на 9,8%, число погибших — на 15,8%. Резонансной, напомним, стала авария в Волгоградской области 29 июля: в результате столкновения с грузовиком сошли с рельсов девять пассажирских вагонов, пострадало более 140 человек.

Для начала в надзорном ведомстве призвали «скорректировать» порядок оборудования переездов автоматическими камерами. Правила их установки определены в постановлении правительства 2020 года. Минтранс, рассказывал “Ъ” (см. номер от 23 августа), готовит поправки к этому документу, которые расширят юридические основания для монтажа комплексов с последующей передачей их на баланс региона.

Генпрокуратура также предложила ОАО РЖД оснастить места пересечения путей «устройствами, препятствующими несанкционированному проезду».

Речь идет, судя по всему, об установке дополнительных автоматических ограждений и шлагбаумов в тех местах, где их нет. На балансе РЖД сейчас 10,1 тыс. переездов, из них 7,9 тыс. регулируемые — оснащенные светофорами, звуковой сигнализацией, шлагбаумами и барьерами. Компания ранее отчитывалась, что в 2023 году на 15 переездах установили шлагбаумы, на 2024 год были анонсированы планы по замене ограждений на 103 переездах.

Генпрокуратура считает необходимым включить в практическую часть экзамена на получение водительского удостоверения маршруты с переездами для проверки навыков пересечения у будущих водителей. Эти знания и навыки проверяются и сейчас — при наличии переезда рядом с экзаменационными маршрутами. На автодромах некоторых автошкол среди прочего есть имитирующие переезд знаки и разметка, но такое оборудование не является обязательным.

В начале года, напомним, ОАО РЖД направило в правительство РФ предложения ввести уголовную ответственность для водителей, по вине которых произошло столкновение с поездом. О дальнейшей судьбе инициативы не сообщалось. Сейчас применяются нормы КоАП: за выезд на переезд в нарушение правил по ст. 12.10 КоАП применяется штраф 5 тыс. руб. или лишение прав на срок до года.

Из всего предложенного сработают только шлагбаумы и барьеры, считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Он предлагает установить предельную интенсивность движения на переездах, при превышении которой власти обязаны строить путепровод или эстакаду.

Генпрокуратура, отметим, предложила «принять меры» по исключению длительных перекрытий, не раскрыв, впрочем, никаких деталей.

По данным Росавтодора, в стране 5,2 тыс. путепроводов над железнодорожными путями. Правительственная программа дорожной деятельности до 2028 года предусматривает строительство еще 17 путепроводов и эстакад в регионах. В августе президент Владимир Путин поручал правительству до 1 сентября «проработать вопрос» строительства дополнительных путепроводов. В Росавтодоре “Ъ” рассказали, что уже «проводят работу» по включению в пятилетнюю программу 16 дополнительных объектов, которые позволят убрать 33 опасных пересечения с железнодорожными путями (в рамках одного объекта может проходить реконструкция участка со строительством одного или нескольких путепроводов). Для этого нужно дополнительное финансирование из федерального бюджета, сообщили в Росавтодоре, не называя конкретных цифр. Судя по текущей программе, один объект стоит в пределах 1–3 млрд руб. У Московской области, напомним, в 2017–2018 годах была программа по строительству платных путепроводов, которые должны были построить за деньги инвесторов, но регион от этих планов отказался (“Ъ” сообщал об этом 26 августа).

Иван Буранов

Вся лента