«Полоса» без препятствий
Вышел новый альбом Molchat Doma
У группы Molchat Doma вышел в свет четвертый альбом. Его выпустил американский рекорд-лейбл Sacred Bones Records. Впереди у белорусского коллектива 29 концертов в Европе и 30 в Северной Америке. Феномен русскоязычной группы с долгой историей международного успеха не дает покоя Игорю Гаврилову.
Гастроли в поддержку альбома «Белая полоса» далеко не первый в истории Molchat Doma опыт трансконтинентального турне. После того как в 2019 году группа прогремела в TikTok с песней «Судно» на стихи Бориса Рыжего, многодневные гастроли по всему миру стали для нее нормой.
После релиза прошлого альбома «Monument» (2020) лидер группы Егор Шкутко рассказывал “Ъ”: «У нас не было цели стать известными или ездить в большие туры. Мы просто хотели играть именно такую музыку и показывать ее людям». Molchat Doma всегда пели по-русски, и «Белая полоса» не исключение. Не хочется говорить о Molchat Doma как о чуде с какой-либо географической привязкой. Это группа из Минска, базирующаяся в Лос-Анджелесе, а корни ее творчества — в английском постпанке и синти-попе, а также в позднесоветской визуальной эстетике. Ресурс Pitchfork однажды назвал музыку Molchat Doma «мистически самодостаточной».
На обложке «Белой полосы» снова вариация на тему позднесоветской архитектуры, которую активно используют в дизайне многие артисты с белорусским бэкграундом. «Белорусы предложили материал с особой постсоветской эстетикой, это постпанк, но такой, который никто из американцев или европейцев не может воспроизвести»,— говорил “Ъ” в 2020 году менеджер Molchat Doma Дмитрий Хламов. Правда, у здания на обложке нового альбома совсем нет углов. И музыка теперь более «округлая». Это вполне устраивает рекорд-лейбл Sacred Bones, в каталоге которого Molchat Doma соседствуют c Boris, Zola Jesus, Мариссой Надлер, Джули Круз, Psychic TV, Эммой Рут Рандл, а также музицирующими режиссерами Дэвидом Линчем, Джимом Джармушем и Джоном Карпентером.
Molchat Doma когда-то нашли то сочетание мрачной готики, нервного постпанковского ритма и танцевальных вибраций, которое способно пробить языковой барьер. Благодаря песне «Судно» Molchat Doma оказались на верхних строчках всевозможных чартов вирусных треков, а альбом «Monument» попал на 21-е место альбомного чарта Billboard. После этого все вопросы скептиков о возможности прорыва русскоязычных музыкантов «на Западе» мгновенно перешли в разряд архаики. В XXI веке возможно все.
«Белая полоса» (точнее, «Belaya Polosa») продолжает заявленное в «Monument» движение от суровой постпанковой монотонности к мелодизму синти-попа, от мутного сигнала, который снимают с ленты пыльные магнитофонные головки, к цифровому блеску современного саунда. При этом Molchat Doma не боятся навлечь на себя гнев «старых» поклонников, уходя от магистральной линии то в сторону инструментального апокалипсиса, то в почти что «русский рок». В новом альбоме за звук отвечал белорусский звукорежиссер Андрей Бабрука. Находясь в самом сердце американской популярной музыки, Molchat Doma не нашли никого, кто смог бы воплотить в жизнь их замысел лучше, чем земляк, работавший также с «Ляписом Трубецким», группой J:МОРС и Лявоном Вольским. Итог: музыкант Molchat Doma Роман Комогорцев написал в своих соцсетях, что впервые доволен результатом на сто процентов.
Альбом начинается с синти-поп-трека «Ты же не знаешь кто я», который логично будет играть в самом начале концертов будущего тура. Ритмически безупречный зачин переходит в вокальную тему, которая привносит в английскую музыкальную основу эстрадный советский мелодизм. Холодный синти-поп у Molchat Doma комфортно уживается с мелодиями, которые легко «встанут» на российские радиоволны. В идущем следом треке «Колесом» есть безошибочно узнаваемая гитара а-ля Мартин Гор, но есть и «проклятые вопросы», которые вряд ли считывает мексиканский или японский фанат группы.
Центральная песня альбома, «Белая полоса», слушается как рефлексия нового поколения по поводу Depeche Mode периода «Songs of Faith and Devotion», однако финальная часть трека переводит альбом в плоскость инструментальной электроники и киномузыки Трента Резнора и Аттикуса Росса. Из нее логично вытекает «Безнадежный вальс», который сообщает о группе нечто совершенно новое. Возможно, это тот момент, когда о Molchat Doma должны заговорить не только концертные агенты и букеры фестивалей, но и составители голливудских саундтреков.
И тут же едва заметное движение микшера снова добавляет в музыкальную ткань альбома интуитивно опознаваемую русскость. Трек «Черные цветы» легко представить себе в исполнении группы «Танцы минус» — похож не только вокал, но и сознательно упрощенная мелодическая линия и доступные поэтические фигуры: «И что ты больше не ценила, сама давно забыла. Тому, кому ты все открыла, того, кто дал тебе букет». Прямо скажем, не Борис Рыжий. Но зато здесь есть великолепная гитарная партия, которую оценят меломаны. В синтезаторном боевике «III» Molchat Doma отправляются прямиком на «дискотеку 80-х», однако помимо «танцев в лазерном дыму» здесь есть ощущение загадки, которое поддерживает финальное соло клавишных. Molchat Doma легко узнать, но они не перестают быть непредсказуемыми.