«Грузовой трамвайчик построили без малого 100 лет назад»

Дмитрий Гронский — об экспонатах Музея Транспорта Москвы

Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Гронский рассказывает о крановой платформе «СВАРЗ», автомобиле ЗиМ, троллейбусе МТБ-82М и трамвайном вагоне Tatra T3.

Фото: Музей транспорта Москвы

Один бывший студент Уральского политехнического института в Свердловске, вспоминая годы учебы, рассказывал, на чем подвозили к институту золотую молодежь того времени — дело было в конце 50-х. Кто-то приезжал на отцовском ЗиМ с водителем, но это было не круто, потому что таких студентов, родившихся с обкомовской серебряной ложкой во рту, было немало. Пафосней всех подкатывал к институту один студент, которому хватало карманных денег, чтобы договориться с водителем поливальной машины. Представьте: толпа стоит перед входом, но вынуждена расступиться-разбежаться, когда к крыльцу в облаке водяных брызг подкатывает поливалка, и из нее вылезает тот самый студент.

Кстати, тема использования коммунальной техники в контексте торжественного прибытия куда-то актуальна и сегодня. Я видел объявление, когда в качестве свадебной машины предлагался мусоровоз. Всю эту и подобную технику сегодня бережно собирает и реставрирует Музей Транспорта Москвы. Открыть его экспозицию на Новорязанской улице обещали еще в прошлом году, однако реставрация шедевра конструктивизма — гаража, который проектировал Константин Мельников — оказалась сложнее, чем предполагалось изначально.

Параллельно идет подготовка экспонатов. До конца этого года планируется отреставрировать еще пять: легковой автомобиль ЗиМ, о котором мы уже упоминали; тротуароуборочную машину ТУМ-Т3 (это такой «козлик» со снегоуборочным плугом впереди); троллейбус МТБ-82М потрясающей красоты, настоящее «автомобильное барокко»; трамвайный вагон Tatra T3 и еще одно рельсовое транспортное средство — крановую платформу «СВАРЗ». Этот грузовой трамвайчик построили на Сокольническом вагоноремонтном заводе в 1932 году, без малого 100 лет назад, и эксплуатировался он до 1980-х. Кстати, подкатить на таком к альма-матер тоже, вероятно, было бы очень пафосно. Например, к Московскому институту инженеров транспорта, перед зданием которого как раз проходят трамвайные пути.

Вся лента