Теракты разделили на троих
Молодых людей обвиняют в подготовке взрывов на железной дороге на Урале
Центральный окружной военный суд в Екатеринбурге приступил к рассмотрению уголовного дела в отношении трех молодых людей, обвиняемых в подготовке терактов на железной дороге. По версии следствия, злоумышленники планировали вскрывать релейные шкафы, обливать их содержимое горючей жидкостью и поджигать. Организатором преступной группы следствие считает участника террористической и запрещенной на территории РФ организации «Легион "Свобода России"».
9 сентября Центральный окружный военный суд приступил к рассмотрению по существу уголовного дела в отношении 19-летних Данила Елисеева из Красноуфимска, Арсения Климина из Нижнего Тагила и Никиты Сухорукова из Екатеринбурга. Им предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 30 и п. «а» ч. 2. ст. 205 УК РФ (покушение на теракт организованной группой).
По версии следствия, в 2023 году участник «Легиона “Свобода России”» (признан в РФ террористической организацией и запрещен) Андрей Мартынов через Telegram предложил Елисееву, Климину и Сухорукову вступить в запрещенную организацию.
«Основной деятельностью является совершение за денежное вознаграждение террористических актов, устрашающих население в целях дестабилизации органов власти Российской Федерации и воздействие на принятие ими решений, в том числе о прекращении проведения специальной военной операции»,— говорится в обвинительном заключении.
Летом 2023 года Андрей Мартынов завербовал Арсения Климина, который находился в поисках заработка и «имел положительное отношение к идеологии насилия». Арсений Климин начал переписываться с Андреем Мартыновым через Telegram, который предложил ему за деньги совершать теракты. Тот согласился. Следствие считает, что Арсений Климин привлек к совершению преступлений своего приятеля Данила Елисеева, а тот — ранее ему знакомого Никиту Сухорукова. Последний согласился, «желая улучшить свое финансовое положение любым противоправным способом».
Следствие считает, что Андрей Мартынов был идейным вдохновителем и организатором преступной группы: он распределял между участниками роли, выбирал, на какие объекты будет совершено нападение, обязался выплачивать подсудимым деньги за совершение терактов. В задачи Арсения Климина, Данила Елисеева и Никиты Сухорукова входило исполнение указаний Андрея Мартынова. Сообщники должны были приобретать необходимые средства для совершения терактов, снимать поджоги релейных шкафов на видео и отправлять ролики Андрею Мартынову для публикации в СМИ «с целью создания социальной напряженности», «внушения чувства страха».
Согласно обвинительному заключению, группа отличалась сплоченностью и устойчивостью, ее деятельность была рассчитана на длительное время и направлена на «неограниченное количество преступлений террористического характера».
«Преступные действия каждого из участников были четкими, сортированными, осуществляемыми в соответствии с общим преступным планом, неукоснительным исполнением своих обязательств и строгим взаимным контролем действий каждого»,— рассказала прокурор во время заседания.
Следствие установило, что в период с 1 июня по 29 августа 2023 года Арсений Климин получил от Андрея Мартынова указание совершить поджоги железнодорожных объектов: в частности, трех релейных шкафов, расположенных вблизи перегона Путевка—Лечебный, трех релейных шкафов на перегоне Путевка—Исток, одного релейного шкафа вблизи перегона Аппаратная—Березит, трех релейных шкафов на перегоне Шувакиш—Гипсовая.
По версии следствия, в период с 29 по 30 августа 2023 года Арсений Климин довел до Данила Елисеева и Никиты Сухорукова разработанный преступный план. Чтобы его реализовать, вечером 31 августа прошлого года Никита Сухоруков приехал на собственном Peugeot к объектам, где планировались подрывы, сфотографировал их и отправил фото Арсению Климину, который переправил их Андрею Мартынову.
4 сентября 2023 года Никита Сухоруков взял в гараже молоток, трубный газовый ключ, который был необходим для вскрытия релейных шкафов, а также горючие жидкости с содержанием спирта, необходимые для поджогов.
Однако преступный умысел до конца сообщники довести не смогли, так как были задержаны 5 сентября.
Прокурор рассказала, что после задержания Никита Сухоруков сознался, что хотел совершить поджог и получал задания через Telegram. Кроме того, правоохранители обнаружили переписку, в которой подсудимые обменивались фотографиями релейных шкафов, обсуждали различные методы поджогов.
Данил Елисеев и Никита Сухоруков во время заседания суда вину не признали, Арсений Климин на этот счет не сформировал позицию. Адвокаты подсудимых от комментариев отказались.