Жадность города берет
«Ненасытные люди»: черная комедия, подражающая братьям Коэн
В российский прокат вышла криминальная комедия про двух непутевых копов, которые пытаются скрыть преступление, но в итоге делают только хуже. Несмотря на вторичный сценарий и неуверенную режиссуру, «Ненасытных людей» спасает искрометный актерский состав.
Островной городок Провиденс в Новой Англии. Полицейский Уилл (Химеш Патель) недавно перебрался в эту тихую гавань вместе с беременной женой Пейдж (Лили Джеймс) и выходит на первую рабочую смену. В напарники новичку достается болтливый бездельник Терри (Джозеф Гордон-Левитт), который почти сразу же шутливо предупреждает, что не стоит палить в людей из табельного оружия, иначе не оберешься проблем. Увы, шутка оказывается пророческой — буквально через пару часов Уилл отправится на вызов и в результате нелепейшего случая самообороны случайно прикончит Вирджинию (Трейси Лордс), самую богатую женщину острова. Прибывший на место преступления Терри, почесав голову, предложит представить это как ограбление — а заодно унести из дома и разделить на двоих солидный куш в миллион долларов, невесть как оказавшийся в плетеной корзине.
Естественно, куча денег лежала в доме не просто так. Уоллас (Тим Блейк Нельсон), муж Вирджинии, оставил их как гонорар для киллера по кличке Колумбиец (Хосе Мария Яспик), который — вот совпадение! — должен был в этот же день убить женщину, чтобы вдовец получил страховую выплату и женился на любовнице (Нина Ариадна). Пропавший миллион вскружит немало голов, а комичная неурядица в итоге выльется в кровавый хаос, гору новых трупов и нравоучительный финал.
«Ненасытных людей» снял Потси Пончироли, который довольно громко заявил о себе в 2021 году, выпустив брутальный вестерн-слоубернер «Старый Генри» с Тимом Блейком Нельсоном в роли последнего (анти)героя Дикого Запада. В этот раз режиссер работал по чужому сценарию (его написал Майк Вукадинович, автор фантастической драмы «Вспомни все» с Питером Динклейджем) — и это сыграло с фильмом злую шутку. Вукадинович явно писал «Ненасытных людей» с оглядкой на работы братьев Коэн — даже трудно поспорить с тем, что сама коллизия и интонация тут наследуют «Фарго» (роль местной Фрэнсис Макдорманд досталась Узо Адуба) и «После прочтения сжечь»: на экране действуют придурки всех мастей, а количество трупов прямо пропорционально очередному абсурдному сюжетному повороту. Именно поэтому «Ненасытные люди» выглядят глубоко вторично и встают в ряд невыразительных коэноидов (от «Ледяного урожая» до «Дать дуба в округе Юба»). А еще Пончироли боится или по какой-то причине не хочет превращать все в черную комедию, поэтому временами фильм кажется чересчур драматичным, хотя должен ощущаться куда более легковесным: скажем, сюжетная линия Джеймс — Пателя по своей интонации как будто попала сюда из серьезного криминального кино.
При этом засовывать фильм в дробилку для древесных отходов все же не хочется. Во многом благодаря отличным актерским работам и колоритным героям второго-третьего плана. В роли Ирландца, конкурента Колумбийца, появляется стендап-комик Джим Гэффиган. Тим Блейк Нельсон по-коэновски хорош в роли придурковатого владельца креветочного бизнеса. А у Саймона Рекса продолжается комичный ренессанс последних нескольких лет, начатый в «Красной ракете» Шона Бейкера и продолженный в «Нежном востоке» и сериале «Ничегошеньки». Рекс появляется ненадолго, но врезается в память — он сыграл нервозного массажиста, который удовлетворял эротические фантазии покойной, о чем копам без обиняков сообщает его мать; возможно, самый гомерически смешной эпизод фильма.
И все же главным пунктом, оправдывающим существование «Ненасытных людей», оказывается бенефис Джозефа Гордона-Левитта. Звезда американского кино нулевых и десятых — от «500 дней лета» до ролей у Кристофера Нолана — последние несколько лет прозябал на ролях третьего плана. В этом году он пытается вернуться в большое кино (параллельно он снялся в новой части «Полицейского из Беверли-Хиллз») — и это довольно убедительная заявка на полноценный камбэк. Герой Гордона-Левитта затмевает более невзрачного Пателя (возможно, потому, что сценарист попросту не придумал для формально центрального героя ничего интересного ни в характере, ни в диалогах). Болтун Терри с хулиганскими бакенбардами щеголяет знанием мандаринского (учит по аудиосамоучителю во время объездов), ставит в машине аудиозаписи собственной рок-группы и довольно скоро оказывается не просто трикстером, но и самым настоящим психопатом — сыграно все это настолько здорово, что про него хотелось бы посмотреть отдельный фильм.
В прокате с 12 сентября
Подписывайтесь на канал Weekend в Telegram