Рекламный суд

Google судят за высокотехнологичный монополизм на рынке онлайн-рекламы

В США начался новый судебный процесс по делу о нарушении антимонопольного законодательства компанией Google. Минюст США обвиняет Google в монополизации рынка онлайн-рекламы и требует отделения части или всех рекламных активов Google. В прошлом месяце Google уже проиграл дело о монополии на рынке интернет-поиска и ожидает решения о санкциях вплоть до возможного требования о разделе бизнеса.

Журналисты возле здания Восточного окружного суда в Александрии (штат Виргиния)

Фото: Stephanie Scarbrough, AP

В первый день процесса, который проходит в суде Александрии (штат Виргиния) и продлится, как ожидается, несколько недель, стороны сделали вступительные заявления. Представители истцов, то есть Министерства юстиции США и 17 штатов, заявили, что Google монополизировал рынок рекламных инструментов, контролируя и спрос, и предложение, и рекламные биржи.

Компания, указывают истцы, контролирует Google Ad Manager, который используют все крупные издатели сайтов для предложения рекламного места, а также инструменты, которые используют рекламодатели для покупки этого рекламного места, и крупнейшую биржу рекламы AdX, которая сводит вместе продавцов и покупателей.

Благодаря этому Google влияет на всю индустрию онлайн-рекламы и буквально диктует, как такая реклама должна продаваться, как должны конкурировать на этом рынке компании, и ставит в невыгодное положение тех издателей и рекламодателей, которые не следуют правилам Google. По оценкам стороны обвинения, Google получает не менее $0,3 с каждого $1, потраченного на рекламу через его сервисы.

Представители истцов заявили, что «Google находится в суде не потому, что он большой, а потому, что использует свои размеры для подавления конкуренции».

Выступившие на стороне обвинения эксперты подтвердили тот факт, что многие годы на рынке рекламы используется в основном рекламный сервер Google и других реальных вариантов просто нет. Среди экспертов были представители медиахолдинга Gannett, рекламной биржи Index Exchange, маркетинговой компании Quad, издателя рекламы Kevel.

Как утверждают эксперты, некоторые инструменты, используемые Google, занимают до 90% рынка, найти подходящую альтернативу не так просто, и такой поиск сопряжен с дополнительными проблемами.

Поскольку Google предоставляет Ad Manager и доступ к бирже AdX в одном пакете, то отказаться можно только от пакета целиком, что влечет большие убытки для клиентов, даже если конкурирующие сервисы предлагают более выгодные расценки.

По оценкам аналитической компании eMarketer, Google сохраняет за собой первое место на рынке цифровой рекламы в США. Объем рынка оценивается в $303 млрд, и доля Google на нем составляет 25,6%. Ему уступает Meta (признана экстремистской и запрещена в РФ) с долей 21,3%. На третьем месте Amazon с долей 13,9%.

Со своей стороны, адвокат Google Карен Данн отметила, что «быть успешным — не преступление», а «клиенты выбирают Google потому, что его услуги — лучшие». По ее словам, правительство «подтасовало» факты для составления иска, и это дало «абсурдные результаты», которые совершенно не отражают современные реалии рынка интернет-рекламы. По словам Карен Данн, Минюст завышает долю Google на рынке рекламы, исключая из расчетов таких конкурентов, как Amazon, Meta (признана экстремистской и запрещена в РФ), Microsoft и TikTok.

По оценкам Google, доля компании на рынке рекламного обмена составляет не 34%, как указывает правительство, а всего 17%.

Кроме того, указывает госпожа Данн, истцы сводят все к дисплейной рекламе, в то время как значительная часть рекламного бизнеса уже давно перешла на другие носители, включая приложения, соцсети, телевизоры с выходом в интернет. Конкуренции на рынке цифровой рекламы, по словам юриста, еще никогда не было так много, как сейчас.

В своем вступительном заявлении представитель Минюста США не преминул сослаться на августовское решение по другому делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Google. По итогам разбирательства Google был признан виновным в незаконном удержании монополии на рынках интернет-поиска, поисковой рекламы и общего текстового поиска в США, и теперь ему грозят серьезные санкции.

В нынешнем процессе Минюст США добивается, чтобы суд признал Google виновным в монополизме на рынке рекламы, наложил на него штраф и обязал продать рекламные сервисы Google — все или частично. Это, по мнению представителей Минюста, положительно скажется на рынке рекламы, приведет к появлению новых игроков, повысит конкуренцию.

Со своей стороны, Google утверждает, что это лишь повредит менее крупным игрокам, использующим его сервисы, и, скорее всего, просто принесет выгоду крупным конкурентам Google.

Алена Миклашевская

Вся лента