Туристам доверяют космические задачи
Что известно о миссии Polaris Dawn и ее участниках
Корабль компании SpaceX доставил в космос своих первых туристов. Миссия Polaris Dawn стартовала с космодрома NASA во Флориде. Ракета Falcon 9 подняла корабль Dragon 2 с полностью гражданским экипажем. Это спонсор полета — миллиардер Джаред Айзекман, два инженера компании SpaceX и бывший полковник американских ВВС и друг Айзекмана Скотт Потит.
Фото: Joe Skipper, Reuters
Фото: Joe Skipper, Reuters
По плану туристы вернутся на Землю через пять дней, а на орбите им предстоит выполнить ряд исследовательских задач — выйти в открытый космос в специальных скафандрах, разработанных компанией Илона Маска, и протестировать лазерную связь Starlink. Блогер и популяризатор космонавтики Виталий Егоров говорит, что миссия в целом работает на будущее коммерческих путешествий: «Пока туристы в космос не выходили. Планируется, что это произойдет на высоте 700 км. Понятно, что люди, летавшие на Луну, выходили в более далеком космосе, но для околоземных полетов это будет рекорд. Конечно, по-прежнему это стоит гигантских денег. Если же говорить про Starlink, то лазерная система повышает пропускную способность канала связи, избавляет от зависимости от наземных станций. Это как раз развитие межспутниковой связи, поскольку применение радиосвязи приведет к большому количеству помех.
Новая технология в этом плане перспективна, она даже не регламентируется никакими стандартами. Корабль будет выступать тестовой площадкой. Это облегчит разработку новой системы, когда ее действие можно будет испытать непосредственно в космическом пространстве.
Что касается Джареда Айзекмана, то видно, что человек хочет свои деньги потратить небанально, таких единицы по всей Земле. Кажется, сегодня они недостаточно ценятся. Они не тратят свои миллионы на бесконечные яхты, а действительно вкладывают в будущее человечества. Хотелось бы, чтобы таких было побольше».
41-летний бизнесмен Джаред Айзекман — владелец платежного сервиса Shift4 Payments. В космос он полетел уже во второй раз, но за пределы корабля никогда не выходил. В первой миссии трехлетней давности он оплатил билеты всем членам экипажа. На это ушло $100 млн, втрое больше было отдано на благотворительность. Точные финансовые затраты на стартовавший 10 сентября полет пока не названы. По словам генерального директора компании-производителя космических аппаратов «Спутникс» Владислава Иваненко, задача коммерческого туризма прежде всего не в заработке, а в покрытии расходов на стоящие перед миссией цели:
«Когда люди осваивали океан, это была чисто торговая или военная история. Туристические круизные лайнеры появились потом. Сейчас же участникам космической миссии дали какую-то игрушку, чтобы им не скучно было. Ничего серьезного туристы сделать не могут. Их задача — наслаждаться и платить, чтобы покрыть все издержки. Но они могут помочь отладить, например, системы жизнедеятельности, жизнеобеспечения на корабле.
Зачем им это нужно? Поиграться, это интересно. То есть это просто люди, которые за свой счет получают удовольствие и двигают технику и развитие науки».
В рамках нынешней миссии еще планируется отправить корабль Dragon на максимальную высоту — около 1,4 тыс. км. Это выше, чем любая пилотируемая миссия со времен Apollo в 1960-х. Первоначально запуск Polaris Dawn планировался на последние дни августа, но в SpaceX перенесли старт, чтобы провести больше предполетных проверок и свести к минимуму риски для туристов.
Фотогалерея
История космического туризма
Идея космического туризма появилась еще в 1980-х годах. В 1986 году на Международном конгрессе по астронавтике был представлен доклад на тему «Вероятные экономические последствия развития космического туризма», заинтересовавший ученых, бизнесменов и тех, кто мечтал о полетах в космос с детства
Фото: NASA
Первой космической туристкой должна была стать простая американская учительница Криста Маколифф. Однако в 1986 году она погибла на борту взорвавшегося в воздухе шаттла «Челленджер»
Фото: Keith Meyers/ The New York Times/ NASA
Первыми коммерческими космонавтами, отправившимися в космос в 1990 и 1991 году, стали Тоехиро Акияма из Японии и Хелен Шарман (слева) из Великобритании. На космических кораблях Союз ТМ-11 и Союз ТМ-12 они полетели на советскую орбитальную станцию «Мир»
Фото: AP
Первым космическим туристом в истории МКС стал американский бизнесмен Деннис Тито (слева). Полет состоялся в апреле 2001 года и обошелся предпринимателю в $20 млн. С тех пор на станции успели побывать еще шесть человек
Фото: Reuters
Космонавт Марк Шаттлворт из Южной Африки стал вторым космическим туристом в истории, заплатившим за полет на корабле $20 млн. Вся пресса Черного континента на своих первых полосах в мае 2002 года не переставала им восхищаться: «Первый африканец в космосе!», «Космос покорился Африке!», «Африканский прорыв к звездам!», «Африка проводит научные исследования в космосе!», «Африка вступила в эру высоких технологий!»
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
Следующим туристом в космосе 1 октября 2005 года стал американский бизнесмен Грегори Олсен (слева) с трудом преодолевший медицинские противопоказания. Компанию на борту корабля Союз ТМА-7 Олсену составили российский космонавт Валерий Токарев (в центре) и американский астронавт Уильям МакАртур (справа). За полет он также заплатил $20 млн
Фото: Reuters
Первой космической туристкой стала американка иранского происхождения Ануше Ансари. До последнего момента она оставалась дублером японского бизнесмена Дайсукэ Эномото, также желавшего полететь в космос, однако в итоге не допущенного до полета из-за проблем со здоровьем. Она находилась на МКС с 20 по 28 сентября 2006 года, заплатив за полет $20 млн
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Костюков / купить фото
Американский предприниматель Чарльз Симони стал пятым туристом, побывавшим на МКС. Он был на станции дважды — в 2007 и 2009 годах. За каждый полет заплатил по $35 млн
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Костюков / купить фото
В октябре 2008 года сын американского астронавта Ричард Гэрриот, занимающийся разработкой игр и с детства мечтавший о космосе, отправился туда в качестве туриста на российском корабле «Союз ТМА-13», заплатив $30 млн
Фото: Sergei Remezov / Reuters
Основатель Cirque du Soleil Ги Лалиберте стал седьмым туристом, побывавшим на МКС. Провел на станции шесть дней — с 2 по 8 октября 2009 года. Заплатил за полет $35 млн
Фото: Sergei Remezov / Reuters
Мечты о полете в космос с детства не покидали скандального российского бизнесмена Сергея Полонского. В 2004 году он претендовал на место в экипаже корабля «Союз ТМА-5» и был готов заплатить почти $13 млн, но получил отказ, поскольку его рост и вес не вписались в установленные для космонавтов нормы
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Духанин / купить фото
В 2002 году на экспериментальном машиностроительном заводе им. В. Мясищева представили проект многоразового корабля для космического туризма, но из-за высоких рисков инвесторов он не привлек. В 2003 году у руководства Росcийского авиакосмического агентства были намерения построить специальный туристический корабль «Союз». Этим предложением заинтересовалась американская компания Space Adventures, которая занимается организацией туристических путешествий на МКС, но дальше интереса дело не пошло
Фото: Коммерсантъ / Алексей Куденко / купить фото
21 июня 2004 года в космос вышел первый в мире частный управляемый космический корабль «SpaceShipOne», способный нести на борту трех пассажиров. В 2010 году компания Virgin Galactic представила корабль SpaceShipTwo (на фото), способный поднять уже шестерых туристов в космос. В ходе испытаний 31 октября 2014 года аппарат потерпел крушение в пустыне Мохаве
Фото: ANP & Spaceport America
В феврале 2016 года основатель компании Virgin Galactic Ричард Брэнсон представил новый суборбитальный космический корабль SpaceShipTwo, названный Virgin Spaceship Unity. Virgin Galactic продала уже более 700 билетов в космос, при том что стоимость одного билета составляет $250 тыс. Среди клиентов сэра Ричарда — актеры Анжелина Джоли, Брэд Питт, Леонардо Ди Каприо, Эштон Кутчер, певицы Кейти Перри и Леди Гага. «Со временем мы начнем осуществлять и орбитальные полеты, которые могут длиться две-три недели. А в один прекрасный день мы хотели бы построить в космосе отель Virgin»,— заявил Брэнсон
Фото: AP / Mark J. Terrill
Virgin Galactic разрабатывает технические средства для пилотируемых суборбитальных полетов. Первый такой тестовый полет состоялся 21 июня 2004 на корабле SpaceShipOne
Фото: Virgin Galactic
Цель разработчиков всех этих проектов — сделать полеты в космос доступными за сравнительно небольшую плату
На фото: дизайн сверхзвукового пассажирского самолета, разрабатываемого Virgin Galactic совместно с NASA
Фото: Virgin Galactic
Певица Сара Брайтман была утверждена для полета в космос в декабре 2014 года. Она легко прошла через сито медицинских исследований, но в мае 2015 года объявила, что прерывает подготовку к полету на МКС из-за семейных обстоятельств
Фото: Lefteris Pitarakis / AP
Ракетно-космическая корпорация «Энергия» и компания Space Adventures Inc. в 2020 году подписали первый в истории контракт на выход космического туриста в открытый космос в 2023 году
Фото: Роскосмос
43-летний миллиардер Юсаку Маэдзава выкупил за неназванную сумму все билеты на первый полет вокруг Луны от компании SpaceX Илона Маска, который должен состояться в 2023 году
Фото: Koji Sasahara / AP
Компания Blue Ogirin планирует использовать корабли New Shepard для космического туризма. Корабль представляет собой пилотируемую капсулу, стартующую вертикально с помощью одноступенчатой многоразовой ракеты-носителя и затем приземляющуюся с помощью парашютов. Ракета-носитель совершает самостоятельный спуск и вертикальную посадку с помощью двигателя
Фото: Blue Origin
Компания Bigelow Aerospace планирует создать на орбите Земли космический отель для туристов. По оценке разработчиков, проживание в модуле обойдется туристу в «восьмизначную сумму». Всего в гостинице смогут жить шесть человек
Фото: Bigelow Aerospace
Идея космического туризма появилась еще в 1980-х годах. В 1986 году на Международном конгрессе по астронавтике был представлен доклад на тему «Вероятные экономические последствия развития космического туризма», заинтересовавший ученых, бизнесменов и тех, кто мечтал о полетах в космос с детства
Фото: NASA
Первой космической туристкой должна была стать простая американская учительница Криста Маколифф. Однако в 1986 году она погибла на борту взорвавшегося в воздухе шаттла «Челленджер»
Фото: Keith Meyers/ The New York Times/ NASA
Первыми коммерческими космонавтами, отправившимися в космос в 1990 и 1991 году, стали Тоехиро Акияма из Японии и Хелен Шарман (слева) из Великобритании. На космических кораблях Союз ТМ-11 и Союз ТМ-12 они полетели на советскую орбитальную станцию «Мир»
Фото: AP
Первым космическим туристом в истории МКС стал американский бизнесмен Деннис Тито (слева). Полет состоялся в апреле 2001 года и обошелся предпринимателю в $20 млн. С тех пор на станции успели побывать еще шесть человек
Фото: Reuters
Космонавт Марк Шаттлворт из Южной Африки стал вторым космическим туристом в истории, заплатившим за полет на корабле $20 млн. Вся пресса Черного континента на своих первых полосах в мае 2002 года не переставала им восхищаться: «Первый африканец в космосе!», «Космос покорился Африке!», «Африканский прорыв к звездам!», «Африка проводит научные исследования в космосе!», «Африка вступила в эру высоких технологий!»
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
Следующим туристом в космосе 1 октября 2005 года стал американский бизнесмен Грегори Олсен (слева) с трудом преодолевший медицинские противопоказания. Компанию на борту корабля Союз ТМА-7 Олсену составили российский космонавт Валерий Токарев (в центре) и американский астронавт Уильям МакАртур (справа). За полет он также заплатил $20 млн
Фото: Reuters
Первой космической туристкой стала американка иранского происхождения Ануше Ансари. До последнего момента она оставалась дублером японского бизнесмена Дайсукэ Эномото, также желавшего полететь в космос, однако в итоге не допущенного до полета из-за проблем со здоровьем. Она находилась на МКС с 20 по 28 сентября 2006 года, заплатив за полет $20 млн
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Костюков / купить фото
Американский предприниматель Чарльз Симони стал пятым туристом, побывавшим на МКС. Он был на станции дважды — в 2007 и 2009 годах. За каждый полет заплатил по $35 млн
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Костюков / купить фото
В октябре 2008 года сын американского астронавта Ричард Гэрриот, занимающийся разработкой игр и с детства мечтавший о космосе, отправился туда в качестве туриста на российском корабле «Союз ТМА-13», заплатив $30 млн
Фото: Sergei Remezov / Reuters
Основатель Cirque du Soleil Ги Лалиберте стал седьмым туристом, побывавшим на МКС. Провел на станции шесть дней — с 2 по 8 октября 2009 года. Заплатил за полет $35 млн
Фото: Sergei Remezov / Reuters
Мечты о полете в космос с детства не покидали скандального российского бизнесмена Сергея Полонского. В 2004 году он претендовал на место в экипаже корабля «Союз ТМА-5» и был готов заплатить почти $13 млн, но получил отказ, поскольку его рост и вес не вписались в установленные для космонавтов нормы
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Духанин / купить фото
В 2002 году на экспериментальном машиностроительном заводе им. В. Мясищева представили проект многоразового корабля для космического туризма, но из-за высоких рисков инвесторов он не привлек. В 2003 году у руководства Росcийского авиакосмического агентства были намерения построить специальный туристический корабль «Союз». Этим предложением заинтересовалась американская компания Space Adventures, которая занимается организацией туристических путешествий на МКС, но дальше интереса дело не пошло
Фото: Коммерсантъ / Алексей Куденко / купить фото
21 июня 2004 года в космос вышел первый в мире частный управляемый космический корабль «SpaceShipOne», способный нести на борту трех пассажиров. В 2010 году компания Virgin Galactic представила корабль SpaceShipTwo (на фото), способный поднять уже шестерых туристов в космос. В ходе испытаний 31 октября 2014 года аппарат потерпел крушение в пустыне Мохаве
Фото: ANP & Spaceport America
В феврале 2016 года основатель компании Virgin Galactic Ричард Брэнсон представил новый суборбитальный космический корабль SpaceShipTwo, названный Virgin Spaceship Unity. Virgin Galactic продала уже более 700 билетов в космос, при том что стоимость одного билета составляет $250 тыс. Среди клиентов сэра Ричарда — актеры Анжелина Джоли, Брэд Питт, Леонардо Ди Каприо, Эштон Кутчер, певицы Кейти Перри и Леди Гага. «Со временем мы начнем осуществлять и орбитальные полеты, которые могут длиться две-три недели. А в один прекрасный день мы хотели бы построить в космосе отель Virgin»,— заявил Брэнсон
Фото: AP / Mark J. Terrill
Virgin Galactic разрабатывает технические средства для пилотируемых суборбитальных полетов. Первый такой тестовый полет состоялся 21 июня 2004 на корабле SpaceShipOne
Фото: Virgin Galactic
Цель разработчиков всех этих проектов — сделать полеты в космос доступными за сравнительно небольшую плату
На фото: дизайн сверхзвукового пассажирского самолета, разрабатываемого Virgin Galactic совместно с NASA
Фото: Virgin Galactic
Певица Сара Брайтман была утверждена для полета в космос в декабре 2014 года. Она легко прошла через сито медицинских исследований, но в мае 2015 года объявила, что прерывает подготовку к полету на МКС из-за семейных обстоятельств
Фото: Lefteris Pitarakis / AP
Ракетно-космическая корпорация «Энергия» и компания Space Adventures Inc. в 2020 году подписали первый в истории контракт на выход космического туриста в открытый космос в 2023 году
Фото: Роскосмос
43-летний миллиардер Юсаку Маэдзава выкупил за неназванную сумму все билеты на первый полет вокруг Луны от компании SpaceX Илона Маска, который должен состояться в 2023 году
Фото: Koji Sasahara / AP
Компания Blue Ogirin планирует использовать корабли New Shepard для космического туризма. Корабль представляет собой пилотируемую капсулу, стартующую вертикально с помощью одноступенчатой многоразовой ракеты-носителя и затем приземляющуюся с помощью парашютов. Ракета-носитель совершает самостоятельный спуск и вертикальную посадку с помощью двигателя
Фото: Blue Origin
Компания Bigelow Aerospace планирует создать на орбите Земли космический отель для туристов. По оценке разработчиков, проживание в модуле обойдется туристу в «восьмизначную сумму». Всего в гостинице смогут жить шесть человек
Фото: Bigelow Aerospace
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".
Станислав Крючков