Прибавка местного значения
Как прошли выборы в гордумы региональных столиц
Прошедшие в минувшие выходные выборы депутатов в 21 региональной столице ожидаемо завершились в пользу «Единой России». Как подсчитал “Ъ”, по сравнению с предыдущими выборами в тех же городах партия власти получила 103 дополнительных мандата, тогда как оппозиция местами полностью лишилась своих крупных фракций. Сильнее всего единороссы «прибавили» в некогда протестных Хабаровске, Иркутске, Йошкар-Оле и Пензе.
Как и на выборах регионального уровня (см. “Ъ” от 10 сентября), наибольшего успеха в парламентах административных центров субъектов «Единая Россия» (ЕР) добилась в Хабаровском крае, где последние пять лет правила ЛДПР. Если в 2019 году единороссы вообще не сумели попасть в гордуму Хабаровска, а либерал-демократы получили там 34 из 35 мест (дума избирается целиком по одномандатным округам), то на этот раз ситуация оказалась зеркальной: кандидаты от ЕР взяли 34 мандата, а ЛДПР — ни одного. 35-е место, как и пять лет назад, досталось кандидату от «Справедливой России — За правду» (СРЗП).
Не менее уверенно единороссы выступили в столицах, которые в середине 2010-х годов заметно «покраснели»,— Иркутске, Чите (Забайкалье), Йошкар-Оле (Марий Эл) и Пензе. В думе Иркутска ЕР увеличила количество своих депутатов с 14 до 30 (всего их 35, избираются в округах), при этом КПРФ, имевшая фракцию из восьми человек, вовсе не прошла в городской парламент. В думе Читы число единороссов выросло с 19 до 27 (из 30 депутатов), а в собрании депутатов Йошкар-Олы — с 16 до 34 (из 35). От йошкар-олинской фракции КПРФ, включавшей 14 человек, в новом созыве не осталось и следа. Наконец, в гордуме Пензы, которая формируется по смешанной системе (35 мандатов), ЕР взяла 28 мест, тогда как пять лет назад смогла получить только 18. Число коммунистов при этом сократилось с 12 до 3. Также значительный «переток» мандатов от КПРФ к ЕР произошел в Биробиджане (Еврейская автономная область).
Ну а единственной столицей, где в этом году единороссы получили 100-процентный результат, стал Нарьян-Мар (Ненецкий автономный округ): 15 из 15 мандатов в горсовете.
Впрочем, в прошлом созыве у партии власти там тоже было подавляющее большинство: оппозицию представлял только один депутат от КПРФ. Кстати, в том же Нарьян-Маре в одном из округов сложилась крайне редкая ситуация: кандидаты от ЕР и ЛДПР получили одинаковое количество голосов в свою поддержку — по 159 (в городе проживает около 25 тыс. человек). В этом случае закон предписывает отдать мандат тому, кто был раньше зарегистрирован. Действующий депутат Виктор Кыркалов (ЕР) оказался шустрее главбуха Марии Моисеевой (ЛДПР), поэтому сохранил свои полномочия.
В другой малонаселенной столице, Анадыре (Чукотка), по итогам голосования единороссы получили 12 из 15 мест. Пять лет назад фракция ЕР в местном совете депутатов насчитывала всего пять человек.
В Вологде и Благовещенске (Амурская область) число единороссов осталось неизменным — 27 и 25 из 30 соответственно. В Туле, Брянске и Элисте (Калмыкия) партия власти получила по одному дополнительному мандату, в Кургане — два, во Владикавказе (Северная Осетия) — три, в Южно-Сахалинске — четыре, в Симферополе (Крым) и в Улан-Удэ (Бурятия) — по пять.
Особая ситуация сложилась в Мурманске и Челябинске, где число единороссов снизилось, но не из-за ухудшения результата ЕР, а из-за сокращения депутатского корпуса. Совет депутатов столицы Заполярья раньше включал 30 человек, из которых 25 были единороссами, а теперь — только 25 (из них 20 — от ЕР). А в гордуме Челябинска выборы депутатов ранее не проводились вовсе — 49 представителей туда делегировали городские райсоветы. Перед выборами-2024 от этой модели отказались, снизив количество мандатов до 37. Число единороссов при этом сократилось с 43 до 31.
Наконец, только в Салехарде (Ямало-Ненецкий автономный округ) фракция партии власти сократилась естественным образом.
Если в 2019 году в гордуму прошли 20 единороссов и один либерал-демократ, то теперь там оказалось 18 представителей ЕР и по одному — КПРФ, ЛДПР и СРЗП.
Для «старой» парламентской оппозиции прошедшие выборы почти повсеместно можно считать неудачными (см. график).
Заметно увеличить число своих представителей им удалось в единичных случаях. Например, во Владикавказе фракция СРЗП выросла с двух до шести человек. Правда, еще четыре мандата в прошлом созыве контролировали «Патриоты России», которые позже объединились с эсерами. А «Новые люди», пять лет назад еще не существовавшие, обзавелись 12 депутатами (в горсоветах Вологды, Мурманска, Тулы, Пензы, Благовещенска, Челябинска и Кургана — по одному, в Элисте — два и в Южно-Сахалинске — три).