Споры о лишнем
На гостендеры пытаются допустить только российских производителей
Фармпроизводители опасаются, что предложенный Минфином РФ вариант правила «второй лишний», предоставляющего преференции на госторгах произведенным в России товарам, приведет к монополизации рынка отдельных препаратов. Как считают отраслевые ассоциации, это, в свою очередь, может вызвать риски дефицита некоторых лекарств, роста цен на них и, следовательно, увеличения бюджетных расходов.
В распоряжении “Ъ” оказался отзыв Ассоциации международных фармпроизводителей (АМФП) на разработанный Минфином РФ проект постановления правительства, устанавливающего правила для внедрения механизма «второй лишний» при госзакупках. Это правило предполагает, что на госторгах не рассматривается предложение о поставке импортной продукции, если есть хотя бы одна заявка о дистрибуции товаров российского производства.
В сфере госзакупок лекарств предложение министерства приведет к рискам дефицита отдельных препаратов, росту цен на них и увеличению нагрузки на бюджет, настаивают в АМФП, где подтвердили “Ъ” подлинность документа.
Ассоциация просит доработать проект с участием Минздрава и Минпромторга. В Минздраве и Минфине на запрос “Ъ” не ответили. В Минпромторге заявили “Ъ”, что разработанный Минфином проект обсуждается в рамках межведомственного взаимодействия, а правило «второй лишний» должно распространяться на жизненно важные препараты, производимые в ЕАЭС.
На рынке госзаказа лекарств уже действует правило «третий лишний», когда отклоняется иностранный препарат, если заявились два игрока с препаратом, произведенным в ЕАЭС до стадии готовой лекарственной формы. Варианты ужесточения этого правила до «второго лишнего» Минпромторг предлагает с 2021 года. Последним таким вариантом было распространение «второго лишнего» на перечень стратегически значимых лекарственных средств (СЗЛС), состоящий сейчас из 215 позиций. Его, кстати, планируется пересмотреть в ближайшее время, сообщал ранее журнал «Фармвестник».
Также планировалось, что преференции получат препараты, выпуск которых локализован в России, начиная с синтеза субстанции. Подтверждать российское происхождение сырья призвана система прослеживаемости фармсубстанций, эксперимент по применению которой должен завершиться в конце 2024 года. В новом опубликованном проекте документа Минфина речь идет уже не о перечне СЗЛС, а о практически всех лекарствах. Предполагается, что документ вступит в силу с 1 января 2025 года. Такой подход идет вразрез со стратегией развития фармпромышленности «Фарма-2030», где закреплена привязка «второго лишнего» к перечню СЗЛС, указывается в отзыве АМФП. В условиях такой версии «второго лишнего» ряд производителей уже не сможет участвовать в гостендерах, а невозможность планировать поставки вынудит их прекратить производство лекарства, подчеркивает ассоциация.
В организации опасаются возникновения дефектуры препаратов в случае форс-мажора у единственного производителя субстанции, а пациенты и врачи могут лишиться возможности выбора в случае непереносимости конкретного лекарства.
Отсутствие конкуренции и создание искусственной монополии приведет к росту цен на субстанции и, в свою очередь, позволит установить любую стоимость контракта на аукционе, считают в АМФП.
Кроме того, указывают в ассоциации, до сих пор в нормативных документах не закреплены критерии локальности фармсубстанции. В текущем законодательстве субстанцией местного производства может считаться сырье, не синтезированное в России, а импортированное, например, из Китая и прошедшее в РФ процедуры доочистки или измельчения. По словам директора по развитию RNC Pharma Николая Беспалова, это так называемые псевдопроизводители сырья, которых в фарминдустрии в России довольно много. По его словам, есть и те, кто ввозит техническое сырье в своих интересах — таких компаний около 70 — и при этом выступает в качестве производителя субстанций.
Проект Минфина создает возможности для злоупотреблений, так как предусматривает подтверждение полного цикла по старым правилам, считает эксперт Всероссийского союза пациентов Алексей Федоров. Сейчас участники госзакупок могут получать преференции как для препаратов полного цикла, поставляя при этом лекарства, произведенные из иностранных субстанций, объясняет он. Исключить такие ситуации и призвана, по его словам, система прослеживаемости.
549,1 миллиарда рублей
составил объем госзакупок лекарств в январе—июне 2024 года, по данным Headway Company.
Свой отрицательный отзыв на проект Минфина направила и Ассоциация российских фармпроизводителей, говорит ее гендиректор Виктор Дмитриев. По его словам, к системе «второго лишнего» надо подходить очень взвешенно, так как этот механизм может поддержать неконкурентоспособного монополиста.