«Смерть» в Италии за славу в России

245 лет назад Джакомо Кваренги стал петербургским архитектором

12 сентября 1779 года незадолго до своего 35-летия уроженец Бергамо Джакомо Кваренги подписал контракт на работу в Петербурге. Поклонник раннего классицизма и последователь зодчего Андреа Палладио стал любимым архитектором императрицы Екатерины Великой и проработал в России до самой своей смерти.

Архитектор Джакомо Кваренги (1744–1817)

Фото: Wikipedia / неизвестный автор

Страсти по-итальянски

Католик Джакомо Кваренги в то утро усердно молился. Близилось открытие его дорогого детища — Эрмитажного театра. После окончания службы в католическом соборе Святой Екатерины на Невском проспекте он собирался отправиться на место строительства, чтобы сделать распоряжения. Все пошли к выходу из храма. И тут едва не произошло убийство, которое могло бы лишить Петербург множества памятников архитектуры. Точнее, авторами их были бы другие архитекторы-иностранцы. В Петербурге их было тогда немало, и некоторые чувствовали себя обойденными удачей и выгодными государственными заказами. Раздался окрик, и в чинной толпе возник переполох. Все увидели, что на ступенях церкви с пистолетом в руке стоит каменных дел мастер Франц Лукини. Он кричал, что прострелит голову каждому, кто помешает ему расправиться с Кваренги.

Кто-то все же осмелился вырвать оружие из рук разъяренного каменщика. Так 40-летний архитектор Джакомо Кваренги избежал почти верной смерти. Этот скандал дошел тогда до самой императрицы Екатерины.

Как писал потом Виктор Антонов в своей книге «Петербург: вы это знали? Личности, события, архитектура», корни того события были в конфликте среди строителей-иностранцев, приглашенных в Россию. Исследователь пишет: «В 1785 году информация о распре между Кваренги и Кьезой дошла до Екатерины II. Ей донесли, что каменных дел мастер Лукини бранил в столичном костеле Кваренги и покушался на его жизнь. "Сказывают,— писала императрица,— будто его Киеза подучает". На суде, однако, свидетели показали, что "Лукини Гваренгия в католицкой церкви не бранил и на жизнь его не покушался". Тем не менее Кваренги никогда не прибегал к помощи Кьезы».

Кваренги, ква-ква

Тонко чувствующий красоту Джакомо Кваренги сам был некрасивым человеком. Особенно много неприятных моментов доставляла ему синеватая луковица, помещенная на его лицо Создателем вместо носа. Коллеги постоянно отпускали в его адрес ядовитые шпильки и рисовали обидные карикатуры. Особенно популярным стало обыгрывание его фамилии: Кваренги, ква-ква. Архитектор был вынужден изменить свою фамилию на Гваренги, поэтому теперь мы можем встретить ее двойное написание.

Джакомо Кваренги, которому скоро исполнится 280 лет, родился 20 сентября 1744 года близ итальянского города Бергамо в селении Рота Фуори на севере страны. Он обучался в Риме в мастерской Стефано Поцци. В Россию прибыл вместе с семьей в 1780 году в возрасте 35 лет по приглашению Екатерины II. За несколько месяцев до этого он подписал свой контракт на работу в российской столице.

Советник Екатерины барон Фридрих Мельхиор Гримм неслучайно рекомендовал Екатерине именно Кваренги, который был поклонником палладианства — по сути, раннего и строго классицизма. Вкусы Кваренги и Екатерины Великой удивительным образом совпали. Так что в ближайшие два десятилетия строгое палладианство как противоположность вычурного елизаветинского барокко будет развиваться в России и достигнет наивысшего расцвета.

Вместе с Кваренги по рекомендации того же барона Гримма прибывает еще один итальянский архитектор по фамилии Тромбара, тоже Джакомо. В истории города он оставил малый след, хотя работал, строил и в 1794 году за проект моста через Неву получил звание академика архитектуры.

Ради карьеры — в масоны

Одна из первых российских работ Джакомо Кваренги — дворец в Английском парке Петергофа. Затем по его проекту были построены госпиталь в Павловске, несколько церквей в Царском Селе, Павловске, Пулково. Отдельное место в творчестве архитектора занимают лоджии Рафаэля в Эрмитаже, созданные по заказу Екатерины в период с 1783 по 1792 год. Эту галерею еще называют «Библией на потолке», здесь представлены копии рафаэлевских фресок. Сооружение с некоторыми отступлениями повторяет галерею Папского дворца в Ватикане.

Лоджии Рафаэля в Государственном Эрмитаже

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

Екатерина II была очень привязана к Кваренги, с заботой относилась не только к нему, но и ко всей его семье. Она часто писала о нем Гримму, сообщая о всех его работах, радостях и злоключениях. Из этих писем можно узнать, что в 1793 году Кваренги потерял свою жену, умершую от родов. Он ее нежно любил и, по словам императрицы, едва не обезумел от горя. Случилось это вскоре после окончания работы над лоджией Рафаэля.

Кваренги работал так много, что в одной из своих записей признается, что не всегда успевает поесть. Он трудится с полной отдачей, все его творения даже трудно перечислить. Но есть основные, по которым мы знаем сегодня Петербург периода классицизма. Это Эрмитажный театр, построенный в 1785 году, в котором, кстати, архитектору оборудовали квартиру, где он жил потом с семьей до своей смерти. В 1787 году — Академия наук, 1788 — Ассигнационный банк, 1796 — Александровский дворец в Царском Селе. Кваренги перестроил для Екатерины II ряд покоев в восточной части Зимнего дворца, создал великолепные Тронный и Георгиевский залы.

После смерти Екатерины на престол взошел Павел I, который стремился отказаться от наследия матери везде, где только можно. Однако от услуг Кваренги Павел не отказался. Возможно сыграло роль то, что в 1797 году Джакомо Кваренги вступил в Мальтийский орден и в 1798-м стал его кавалером.

В том же 1797 году Павел I подписал с орденом конвенцию из 37 пунктов, где обещал содействие в деятельности мальтийских рыцарей на территории Российской империи.

Павел I назначил Кваренги архитектором высочайшего двора и капитула ордена святого Иоанна Иерусалимского. В период царствования Павла была выстроена Мальтийская капелла при Воронцовском дворце. После смерти Павла на престол взошел Александр I, внук Екатерины II. Когда будущий император был маленьким, он любил сидеть на коленях у архитектора и дергать его за нос. Кваренги позволял ему это, он был добродушен и необидчив. Теперь для императора Александра I Кваренги проектирует Мариинскую больницу (1803) и здание Кабинета при Аничковом дворце (1806). В правление Александра I также построены Екатерининский институт (1804–1807), Конногвардейский манеж (1804–1807) и Смольный институт (1806–1808).

Дача Кушелева-Безбородко

Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ

Много строил Кваренги и для частных заказчиков. Он стал автором проекта летнего дворца графа Безбородко (Кушелева дача), дома Салтыкова на Дворцовой набережной, дворца Юсуповых на Садовой улице и особняка Гагарина на Дворцовой набережной (с 1860-х известен под названием «Доходный дом Жеребцовой»). В 1805 году Джакомо Кваренги был избран членом Российской академии наук. В 1814-м получил потомственное российское дворянство и орден Святого Владимира I степени.

Приговоренный к забвению стал астероидом

Среди современников Кваренги имел репутацию хорошо образованного и очень добродушного человека. Но кажется однажды Кваренги обиделся: повод был очень весомый. Когда в 1797 году Италию завоевал Наполеон, то правитель Италии Евгений Богарне приказал всем итальянцам, жившим за границей, вернуться на родину. Джакомо Кваренги отказался. За это его заочно приговорили к гражданской смерти с конфискацией имущества. На деле это означало, что человека на его родине постараются забыть, для государства он как будто умер.

Оставшийся в России архитектор в это время готовился к вступлению в Мальтийский орден. В эпоху наполеоновских войн в Санкт-Петербурге специально к возвращению конногвардейского полка из Европы по проекту Кваренги на Исаакиевской площади в срочном порядке возводится здание Конногвардейского манежа. А после победы России в войне 1812 года именно Кваренги станет автором сооружения, которое увековечит русскую славу и позор Наполеона. В 1814 году он создал Нарвские триумфальные ворота, под которыми прошли возвращавшиеся с войны русские войска.

Джакомо Кваренги умер в 1817 году, прожив после того приговора Богарне еще два десятка лет. Он был похоронен на католическом участке Волковского кладбища. К концу 1860-х место захоронения зодчего было утеряно, но в 1960-х годах могилу нашли, и в 1967-м он был перезахоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Вдова Кваренги после его смерти уехала из России, увезя на родину семейный архив, который ныне хранится в городской библиотеке Бергамо. В честь гениального русского архитектора итальянского происхождения назван астероид 32807 Quarenghi.

Памятник Джакомо Кваренги в Ново-Манежном сквере

Фото: Павел Каравашкин, Коммерсантъ

Анна Кашурина

Вся лента