«Ненадежно все это»

Дмитрий Дризе — о возобновление транзита по нефтепроводу «Дружба»

Украина согласилась на транспортировку нефти после того, как в июле остановила транзит по трубопроводу «Дружба». Причина заключалась в том, что сырье, которое поставляется дальше в Европу, принадлежит российскому ЛУКОЙЛу, а он находится под санкциями. В итоге было достигнуто соглашение, что венгерский оператор будет покупать энергоресурс непосредственно на украинской границе. Таким образом, формально Украина больше не имеет дело с Россией. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает, что такая же схема будет использована и для поставок газа.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Венгерская MOL Group опубликовала пресс-релиз о том, что заключила соглашение о транспортировке нефти через Украину и Белоруссию в Венгрию и Словакию. Общий смысл заключается в том, что компания покупает непонятно у кого сырье, об этом в сообщении ничего не сказано, и далее поставляет его в Европу по нефтепроводу «Дружба».

В июле Украина остановила прокачку. Свои действия она объяснила тем, что нефть принадлежит российскому ЛУКОЙЛу, а он находится под санкциями. Поэтому работать с ним она не может, поскольку это незаконно. Венгрия, а также Словакия как главные получатели энергоресурса забили тревогу, рискуя остаться без топлива. Официальный Брюссель при этом действия Киева полностью поддержал. Все по закону и, главное, никакой политики — если контрагент под рестрикциями, иметь дело с ним нельзя.

Премьер-министр Виктор Орбан по этому поводу очень сильно возмущался, грозил жалобами, судами и другими всевозможными карами. Он посчитал происходящее местью со стороны коллег за принципиальную позицию. Как известно, нынешний венгерский лидер возражает против широкой поддержки Украины. И вот за это с ним сводят счеты, угрожая, между прочим, энергетическим кризисом.

Но в итоге решение было найдено: Украина отныне имеет дело не с Россией, а с компанией MOL Group. Нефть все равно российская, но в данном случае это никого не волнует — на ней же не написано, чья она. Главное, что по документам все чисто. Такую же схему, видимо, предполагается применить и к газу. С Россией транзитный договор не пролонгируется, но вместо нее будет другой поставщик — скорее всего, Азербайджан.

И все остались при своих: Киев продолжит получать плату за транзит, Венгрия со Словакией не замерзнут, Россия сохранит доходы. А как же принципы? Зачем тогда санкции вводятся? Принципами сыт не будешь, поэтому приходится иногда ими поступаться ради сохранения экономической стабильности. Опять же, формально претензий быть не может — закон не нарушен. Разве что Америка вмешается, у нее по этому поводу есть свое особое мнение. Особенно если Дональд Трамп вернется в Белый дом. Но пока никто не возражает.

Но в целом-то хорошего ничего нет. Почему, собственно, нефтепровод называется «Дружба»? Потому что он объединял, скреплял нефтью разные страны. А теперь, видно, название придется менять по причине явного несоответствия.

Однако оставим лирику. Для России главное заключается в том, что ненадежно все это. Примут бывшие западные партнеры очередной закон, а Киев возьмет да и перекроет вновь трубу. Придется опять искать решение. И в результате его может и не найтись. Потому что клиенты европейские, они же тоже все это понимают и думают, как подстраховаться. Будут искать других поставщиков. И они в итоге могут найтись, почему бы и нет? Таковы новые жизненные реалии.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента