Инвесторы собирают хрупкие схемы

И ищут новые способы разблокировки активов

Уже имеющиеся опции по возвращению замороженных средств разочаровали инвесторов, констатируют собеседники “Ъ FM”. По их словам, получение лицензий у европейских регуляторов — процесс медленный, дорогой и в большинстве случаев безрезультатный. Обмен бумагами тоже оказался неэффективным. На этом фоне участники рынка и юристы пытаются найти альтернативы. Рассматриваются различные варианты: от перевода бумаг в европейский траст до банкротства Euroclear. Насколько это перспективно? Разбирался Иван Хорушевский.

Регуляторы Люксембурга и Бельгии продолжают рассматривать обращения россиян, однако итоги в большинстве случаев неутешительные: «зеленый свет» получают лишь 10% просителей. Как правило, одобряют заявки инвесторов с европейским паспортом, ВНЖ или хотя бы брокерским счетом. Но юристы нашли способ, как обойти эти требования.

Они советуют клиентам открывать в Евросоюзе траст и передавать ему зависшие активы. Дальше — дело за управляющим из ЕС. Он сам будет добиваться разблокировки бумаг и вести диалог с местными властями. Шансы на успех в таком случае возрастают, отмечает юрист практики «Комплаенс и санкционное право» BGP Letigation Никита Ершов: «Со стороны траста управляющим выступает резидент ЕС, конечно же, это является преимуществом. Мы убедились на практике, работая с кейсами как по перестановке, так и по продаже, что косвенно это влияло на сроки в лучшую сторону.

А после разблокировки такой траст может использоваться, чтобы держать эти активы в Евросоюзе и реализовать их. То есть его права распоряжением ценными бумагами не ограничены».

Однако эта схема появилась на рынке недавно и пока еще не опробована, предупреждают собеседники “Ъ FM”. По их мнению, она вряд ли станет массовой — большинству инвесторов способ покажется непонятным, сложным и долгим. Куда проще подать коллективные иски в российские арбитражные суды, потребовав компенсаций от зарубежных депозитариев. Таким способом уже удавалось оспорить блокировку доходов от облигаций, но вот получится ли возместить убытки от заморозки бумаг пока непонятно.

Даже если вердикт окажется положительным, условный Euroclear вряд ли согласится платить по счетам. Придется добиваться банкротства организации, хотя и в этом случае получить деньги будет сложно, считает инвестиционный юрист Елена Рязанова: «У Euroclear нет имущества на территории Российской Федерации. По утверждению представителей депозитария, все оно принадлежит клиентам. А имущество клиентов в банкротную массу не попадает — это первая проблема. Вторая проблема — даже если все свершится распределением конкурсной массы, мешает указ президента, который запрещает обращать взыскания на счета типа С. Плюс очевидно, что на всех этой имущественной массы не хватит».

В теории можно обратить взыскание на имущество Euroclear в дружественных странах, однако никто не гарантирует, что они будут сотрудничать. Иными словами, схема пока выглядит слишком хрупкой. Но есть и третий вариант. Инвесторам предлагают не разблокировать, а продать активы кипрскому брокеру. Согласовать такую сделку с европейскими регуляторами якобы проще, чем добиться индивидуальной лицензии. Впрочем, это вновь не аксиома, а, скорее, гипотеза.

Проверенным остается только один способ, говорит старший партнер VERBA Legal Татьяна Невеева: «Мы постоянно находимся в поиске, но приходится продолжать работать с получением лицензий. После апреля 2024 года ситуация изменилась в лучшую сторону, скорость сильно возросла, и мы получили очередную лицензию, на которую подавались вообще в июле.

То есть времени прошло совсем немного, а лицензия у человека на руках уже есть».

По словам юристов, инвесторам остается уповать на лицензии либо обмен активами от «Инвестпалаты». Выкуп акций продлили до середины октября. По итогам первого этапа удалось продать бумаги на 8 млрд руб. За рубежом остаются заблокированными еще почти 6 трлн руб. Однако в Минфине считают, что и это неплохой результат.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента